Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

дотвращения этого может быть использован регулятор соотношения скоростей РСС (рис. 6.20), имеющий статическую характеристику с зоной нечувствительности <1)„. Если, например, под действием регулятора выравнивания при 1\>1г скорость двигателя М2 увеличивается, так что o)-cojI >ь)и, то иа выходе РСС появится напряжение отрицательной полярности, предотвращающее дальнейшее ослабление поля двигателя.

При питании якорей двигателей от отдельных ТП обмотки возбуждения двигателей питаются от одного возбудителя.

Система управления напряжением ТП состоит из двух регуляторов тока, каждый нз которых замкнут по току своего ТП, и одного или двух регуляторов скорости. Два регулятора используются в том случае, когда оба двигателя могут работать раздельно.

Главаседьмая

ТИРИСТОРНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ С РЕГУЛЯТОРАМИ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТИРИСТОРНЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С РЕГУЛЯТОРАМИ ПОЛОЖЕНИЯ

Тиристорные электроприводы с регуляторами положения предназначены для механизмов, требующих автоматической установки рабочего органа в заданное положение либо синхронизации по положению с другим механизмом.

Указанные электроприводы выполняют различные функции в зависимости от особенностей технологии работы механизмов и могут быть разделены на следующие группы:

электроприводы, предназначенные для отработки заданного положения механизма (в том числе для приведения механизма в исходное положение и фиксации в указанном положении);

двухдвигательные электроприводы с взаимной синхронизацией двигателей по положению;

следящие электроприводы с синхронизацией по положению с ведущим механизмом.

К тиристорным электроприводам с регулятором положения предъявляются те же общие требования, что н к приводам с регуляторами скорости. Кроме того, есть ряд специфических требований, определяемых технологией работы механизмов.

Для электроприводов первой группы основными являются требования к точности, которая в зависимости от назначения механизма может изменяться от 0,5-1 % полного рабочего хода механизма до 0,01-0,02 %. Часто предъявляются различного рода требования по динамике. В больщинстве случаев требуется обеспечить постоянный темп замедления, причем перерегулирование должно отсутствовать. Однако в некоторых случаях для уменьщения ударов в механизме, особенно при наличии упругих связей, необходимо ограничивать и скорость нарастания ускорения. Часто



требуется также ограничить удары при разгоне электродвигателя в начале отработки рассогласования.

Для электроприводов второй группы основным является требование уменьшения статического и динамического рассогласования между положениями валов двигателей или приводимых ими исполнительных органов механизмов. Абсолютное значение допускаемой погрешности имеет такой же порядок, как и для соответствующих электроприводов первой группы, однако, так как сигналы электрической синхронизации дополняют основные регулирующие воздействия, одинаковые для обоих электроприводов, обеспечить требуемую точность легче.

Для электроприводов третьей группы кроме малой погрешности в установившемся состоянии необходимо обеспечить достаточно малую погрешность при изменении задающего сигнала 5а, датчик которого связан с исполнительным органом ведущего механизма, по определенному закону: обычно принимается линейный закон изменения S, т. е. ведущий механизм имеет постоянную скорость, тогда погрешность называется скоростной.

Требуемая статическая точность определяет тип и характеристики датчика положения, а динамические характеристики - структурную схему электропривода и ее параметры.

При невысоких требованиях к точности используют сельсин-трансформаторную схему измерения рассогласования. Сельсин-за-датчик устанавливается на пульте управления оператора либо при использовании сельсина-задатчнка только для настройки и регулировки в шкафу управления электроприводом. Сельсин-трансформатор служит датчиком положения и сочленяется с исполнительным механизмом.

В одноотсчетных схемах для обеспечения однозначности отработки задания максимальному рабочему перемещению механизма соответствует угол поворота сельсина-трансформатора (датчика положения), меньший 180°. При этом погрешность регулятора положения обусловлена в основном сельсннным датчиком и составляет 0,25-0,5 % максимального пути перемещения.

При более высоких требованиях к точности ранее применялись двухотсчетные сельсин-трансформаторные схемы с использованием сельсннов-задатчиков и сельсинов-трансформаторов грубого и точного отсчетов, что позволяло повысить точность до 0,1-0,25% в зависимости от типа и класса точности применяемых сельсинов. В настоящее время в таких электроприводах обычно применяют цифровые измерители положения.

На рис. 7.1 изображены сельсинная схема измерения рассогласования и регулятор положения. Сельсин ВС, установленный на пульте управления, является задатчиком положения, а сельсин ВЕ связан с приводимым механизмом. Устройство UR является фазо-чувствнтельным выпрямителем сигнала рассогласования. Усилитель AI служит для установки нужного коэффициента усиления регулятора. Прн открывании ключа /С/ в его обратной связи регулятор положения отключается. Усилитель А2 вместе с диодами




Отключение РП 1000 Гц ~

1000 Гц


Рис. 7.1. Сельсиниая схема измерения рассогласования н регулятор положения

VJ, V2, стабилитронами V3, V4, нелинейным преобразователем НП формируют нелинейную характеристику, уравнение которой приведено ниже. На выходе регулятора включается задатчик интенсивности, выполненный на усилителях A3, А4, служащий для задания ускорения при разгоне. Нуль-орган НО, включенный на выход задатчика, задает разные темпы разгона и торможения, управляя ограничением усилителя задатчика интенсивности.

При применении сельсинов для измерения рассогласования положения двух механизмов используются два сельсина, сочлененные каждый со своим механизмом и включенные по схеме рис. 7.1. На вход регулятора скорости одного электропривода подается напряжение Ыз, с, на вход второго-проинвертированное напряжение -Ыз,с- В том случае, когда согласованное положение обоих механизмов должно изменяться, используется дифференциальный сельсин BD, включенный между роторными обмотками сельсинов ВС, BE (рис, 7.2), Ротор сельсина BD приводится во вращение исполнительным двигателем М. При необходимости изменить вза-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100