Главная  Журналы 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Управление нереверсивными приводами

В связи с ростом требований к качеству выпускаемой продукции и необходимостью повышения производительности технологических агрегатов все большее распространение получают регулируемые электроприводы различных производственных механизмов. Несмотря на большие достижения в создании регулируемых электроприводов переменного тока, основным видом таких элект-роприводоп остается электропривод постоянного тока, а в качестве устройства управляемого преобразования энергии переменного тока в энергию постоянного тока почти исключительно применяются тиристорпые преобразователи.

В последние 10-15 лет в СССР был издан ряд книг, посвященных тиристорным электроприводам постоянного тока (работы В. П. Шипилло, О. В. Слежановского, А. Д. Поздеева, Я. Ю. Соло-духо, Д. Ямпольского и др.), однако в них, как правило, излагаются теоретические вопросы, общие принципы построения систем управления, а конкретные особенности систем управления электроприводами, выпускаемыми ведущими заводами электропромышленности, методика их инженерного расчета почти не рассматриваются. Кроме того, значительная часть этих книг увидела свет до 1980 г, тогда как в настоящее время в различных организациях нашей страны продолжаются работы по совершенствованию силовой части и систем управления тиристорными электроприводами постоянного тока.

Значительный вклад в развитие тиристорных электроприводов для различных отраслей промьипленности внесли коллектив! ВНИИЭлектропривод, ПО ХЭМЗ и «Преобразователь», ВНИИР, ВНИПИ Тяжпромэлектропроект. Производственными объединениями ХЭМЗ и «Преобразователь» при участии ВНИИЭлектро-привода созданы унифицированные серии комплектных тиристорных электроприводов мощностью до 12 000 кВт, которыми оснащены большинство, как уже построенных, так и строящихся технологических агрегатов.

Авторы, являющиеся работниками этих предприятий, ставили перед собой задачу ознакомить инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, наладкой н эксплуатацией электроприводов, с разработками в этой области.

В книге рассмотрены системы управления тиристорными электроприводами и системы импульсно-фазового управления тиристорами с их выходными узлами. Значительное внимание уделено



вопросам применения микропроцессорной техники, а также методам автоматизированного проектирования систем управления электроприводами (САПР). При этом рассмотрены конкрепиые схемные решения, элементная база, методика расчета систем управления и узлов систем импульсно-фазового управления. В первых трех главах даны методы построения, характеристики и расчет систем импульсно-фазового управления и регулирования тока нагрузки тиристорных электроприводов, в гл. 4 и Ъ описывается элементная база аналоговых и цифровых систем управления, гл. 6-8 содержит материалы по системам регулирования основных координат электроприводов, гл. 9 иосвяп1ена особенностя.м построения микропроцессорных систем управления; в гл. 10 описываются основы САПР систем управлеп1!Я электроприводами.

Авторы считают своим приятны.м долгом выразить благодар-лость рецензенту канд. техн. наук В. Д. Кочеткову за ценные замечания, которые были учтены в окончательной редакции рукописи, а также канд. техн. наук Д. С. Ям польскому за компетентное редактирование.

Все замечания и пожелания по содержанию книги авторы просят направлять в адрес Эиергоатомиздата: 113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10.

Авторы



ВВЕДЕНИЕ

В тиристорном электроприводе можно выделить силовую часть и систему управления. Силовая часть состоит из узлов, которые рассчитаны на протекание в них полного тока нагрузки. К ним относятся автоматические выключатели на стороне постоянного и переменного тока, питающий трансформатор или анодный реактор, электродвигатель, силовые тиристоры, число и схема соединения которых определяются номинальными данными и режимом работы электропривода, сглаживающий реактор, линейный контактор, цепь динамического торможения, измерительные шунты II др.

Система управ;1ения регулирует поток энергии от сети переменного тока к электродвигателю и обратно путем формирования в определенные моменты времени отпирающих импульсов, подаваемых на управляющие переходы тиристоров, а также воздействием на коммутационные аппараты силовой части электропривода. Назначение системы управления - обеспечить изменение по заданному оператором или системой управления более высокого уровня иерархии закону основной регулируемой координаты электропривода, регулирование или ограничение промежуточных координат, а также защиту установки в аварийных режимах.

Таким образом, система управления электроприводом включает в себя систему импульсно-фазового управления (СИФУ), формирующую последовательность отпирающих импульсов с требуемыми электрическими параметрами, моменты появления которых определяются входным напряжением управлении, а также некоторыми дополнительными управляющими сигналами; систему регулирования координат электропривода, которая на основании информации о требуемом значении основной регулируемой координаты и некоторой дополнительной информации вырабатывает напряжение управления СИФУ таким образом, чтобы обеспечить соответствие основной регулируемой координаты заданному значению некоторым оптимальным (или рациональным) образом при допустимых значениях промежуточных координат; систему защит и Оперативного управления электроприводом.

Система импульсчо-фазового управления, в свою очередь, состоит из узла, преобразующего напряжение управления в последовательность им1!ульсов определенной длительности, формы и скважности, моменты появления которых зависят от напряжения управления; узла усиления импульсов, формирующего импульсы с опоеделенными электрическими параметрами; узла переключе-





[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100