Главная Журналы Поэтому при установке стационарных двигателей (вентиляционных и отопительных систем, силовых трансформаторов и т. п.) необходимы специальные меры от проникновения акустических помех в зрительный зал. Устройства искусственной вентиляции представляют собой двойную систему воздуховодов, проложенных через все основные помещения здания. По одним воздуховодам воздух вводится в вентилируемые помещения, по другим - забирается из них. Сечение воздуховодов довольно велико и достигает 1,5 ж. Воздуховоды такого больпЕОГо сечения представляют собой хорошие звукопроводы, и по ним звуки легко проходят из одного помещения в другое. Таким путем в зрительный зал легко могут проникать звуки, например, из шумного фойе, аппаратной камеры и других помещений. Чтобы исключить или значительно ослабить проникновение звуков по воздуховодам, принимаются специальные меры, например устраиваются отдельные, не связанные между собой вентиляционные системы для каждого из помещений с повышенными требованиями в отношении звукоизоляции. При общей вентиляционной системе снижение уровня шума достигается внесением искусственного затухания звука в систему воздуховодов, которое может быть осуществлено: 1) уменьшением скорости прохождения звука в воздуховоде; 2) увеличением длины пути воздуха; 3) устройством колен и поворотов воздуховодов; 4) обработкой внутренних стенок части воздуховода звукопоглощающим материалом; 5) устройством на пути прохол<дения воздуха акустических фильтров. Главным источником шума самой вентиляционной системы обычно служит вентиляционный агрегат, который состоит из электродвигателя и мощного вентилятора. Чтобы избежать передачи вибрации агрегата по корпусу здания, его устанавливают на амортизаторах. Амортизаторами являются стальные пружины, бруски и прокладки из войлока, резины, пробки, на которые кладется тяжелая бетонная или железобетонная нлита, служащая платформой для установки агрегата. Кроме борьбы с передачей вибрации вентиляционной установки необходимо принимать меры против передачи звука по воздуховодам. В этих целях внутренние поверхности вентиляционной камеры и воздуховодов обрабатывают звукопоглощающими материалами. Для обработки вентиляционных камер и воздуховодов применяют акустические штукатурки и другие твердые материалы. Несмотря на сходство между помещениями обычных театров или концертных залов и кинотеатров, предъявляются различные требования в отношенпи их акустической обработки. Это вытекает из особенностей помещений, предназначенных для слушания звука, воспроизводимого электроакустической аппаратурой, по сравнению с помеще-нпя.ми, предназначенными для слушания естественного звука. В театре слушатель видит исполнителя, находящегося на сцене. При передвижении исполнителя по сцене, благодаря бинауральным свойствам слуха слушатель легко определяет месторасположение исполнителя и, следовательно, воспринимает звучание стереофонически. Таким образом, в театре или концертном зале существует естественное восприятие звука слушателем и совпадают оси зрения и направления источника звука. В кинотеатре система громкоговорителей всегда расположена в определенном месте - у экрана или позади него. Независимо от того, в какой части экрана находится в данный момент исполнитель и какой источник звука воспроизводится, система громкоговорителей излучает звук в оиределенном направлении, в соответствии с характеристикой направленности. Таким образом, в обычном кинотеатре нарушается натуральность передачи звука, отсутствует стереофоничность передачи, что лишает слушателя восприятия эффекта перспективы и глубины звучания. Это различие приводит к необходимости снижать время реверберации в кинотеатрах, так как наиболее благоприятные акустические условия наступают при меньше.м времени реверберации, чем в театрах такого же объема. Другой особенностью является то, что в кинотеатрах может быть применена звуковоспроизводящая аппаратура значительной мощности, в то время как мощности естественных источников звука ограниченны. В театрах и концертных залах равномерная слышимость в передних и задних рядах создается реверберацией помещения, которая должна быть достаточно велика. В кинотеатрах повышенная реверберация оказывает мешающее действие, так как равномерная слышимость в передних и задних рядах может быть обеспечена выбором необходимой мощности звуковоспроизводящей аппаратуры, формой зри- тельного зала и расположением громкоговорителей с учетом их характеристик направленности. Однако предполагать, что в кинотеатре можно получить благоприятные акустические условия без достаточной реверберации, было бы неправильно, так как в противном случае звучание получается приглушенным и неприятным. Достижение необходимой реверберации является важным условием для создания благоприятных акустических качеств зала. Следовательно, акустика кинотеатра должна удовлетворять следующим требованиям: звукоизоляция от посторонних звуков и шумов, оптимальное время реверберации в области средних частот, соответствие частотной характеристики рекомендуемой (рис. 1-19), отсутствие эха, фоку. 140 130 120 тооо 125а5ОЪЙОЮ0О 4000ijj 2000 * Рис. 1-19. Частотная характеристика оптимального времени реверОерацип для зрительного зала Кинотеатра Рис. 1-20. Вид криво! спадания уровня звуковой энергии в логарифмическом масштабе сирования звука и «мертвых зон», наличие ломаной кривой спадания уровня звуковой энергии с крутым начальным участком - 0,12-0,15 сек (что обеспечивает хорошую разборчивость речи) и пологим завершающим участком (что создает б.лагоприятное восприятие музыки; рис 1-20). Такой характер кривой спадания звуковой энергии получают обработкой эффективными звуконоглотителями потолка, верхних частей стен, а также нижних частей стен (ниже V2 высоты подвеса громкоговорителей), что определяется расчето.м. контрольные вопросы 1. Какими величинами определяется колебательное движение? 2. Как объясняется распространение звука? 3. С какой скоростью распространяется звук в возду.м? 4. Что называется звуковым давлением? 5. Что такое децибел и что измеряют в децибелах? 7. 8. 12. 13. 14, 15. 16. 17, 18. Что называют областью слухового восприятия и чем она ограничена? Что называют тембром звука? Какие искажения называются частотными и как они ощущаются? Как прослушиваются нелинейные яснажоыия и какими причинами они объясняются? Как объясняется процесс заполнения помещения звуковой энергией? Как объясняется процесс убывания звуковой энергии в помещении? Как оценивают звукопоглощающие свойства материалов? Что такое реверберация и время стандартной реверберации? Напишите форм)лу для расчета стандартной реверберации. Как зависит качество звучания в зрительном зале кинотеатра от времени стандартной реверберации зала? Что понимают под акустической обработкой зрительного зала? Что такое оптимальная реверберация? Канне методы записи звука и его воспроизведения применяются на практике? ГЛАВА II. ВЕНТИЛИ § 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ о СТРОЕ-НИИ ВЕЩЕСТВА И АТОМА. ВИДЫ ПРОВОДИМОСТИ Развитие и совершенствование техники зву1сового кино в значительной мере обусловлено развитием электроники. Электроника особенно развивалась в последние десятилетия и наряду с усовершенствованиями электронных ламп обогатилась принципиально новыми средствами для преобразования и усиления электрических колебаний - полупроводниковыми приборами (диодами и транзисторами). В то время как работа электровакуумных приборов основана на законах движения электронов в высоком вакууме иод действием сил постоянных и переменных электрических полей, работа полупроводниковых диодов и триодов основана на прохождении электрических зарядов через границы твердых тел, обладающих кристаллическим строепием, и процессах, происходящих в атомах этих тел. Чтобы отчетливее представить себе процессы, происходящие при работе электронных, ионных и полупроводниковых приборов, ознакомимся с современными представлениями о строении вещества и атома. отрицательный заряд Рис. 11-1 Модель атома Iермапия Агомы любого химического элемента состоят из тяжелого, но очень малого но размерам ядра, заряженного положительно, и легких отрицательных частгщ - электронов, движущихся вокруг ядра по определенным траекториям - орбитам. Количество электронов у атомов различных элементов неодинаково, но в целом атом обычно электрически нейтрален, так как всех электронов уравнивается равным, но противоположным по знаку электрическим зарядом ядра. Атомное ядро, в свою очередь, состоит из нейтральных и заряженных элементарных частиц (нейтроны, протоны и др.). Природа электропроводности (являющейся одной из важнейпшх физических характеристик вещества) заключается в перемещении электрических зарядов внутри вещества. Электропроводность вещества тесно связана с состоянием, в котором находятся атомы, в частности с количеством (концентрацией) так называед1ых свободных, электронов, легко теряющих связи с данным атомным ядром и беснрепятственно перемещающихся между атомами. Число электронов атома соответствует его порядковому номеру в периодической системе Менделеева: атом водорода имеет 1 электрон; кислорода - 8, кремния - 14, германия - 32 электрона и т. д. Число электронов, движущихся вокруг ядра по определенным орбитам, не может быть произвольным. На ближайшей к ядру первой орбите не может быть более двух электронов (рис. II-1), на следующей, второй, орбите - не более восьми электронов, третья орбита не можег иметь более восемнадцати электронов и т. д. У движущихся электронов атома различные запасы энергии; не может "быть более двух электронов, обладающих одинаковой энергией. Электроны на внешних орбитах обладают большими запасами энергии. Вместе с тем электроны, входящие в состав атома, не могут обладать любой энергией, а находятся лишь в строго определенных энергетических состояниях, называемых уровнями. В некоторых условиях электрон может перейти с одной орбиты на другую. Если переход происходит с внешней орбиты на внутреннюю, выделяется строго определенная 0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 |