Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

ность поверхности измеряется в условных единицах поглощения. Например, поглощение кирпичной стены, покрытой штукатуркой и краской (а = 0,02), площадью 5 = 100 составит:

0 = 0,02-100 = 2 единицы.

Поглощающая способность отдельных предметов определяется коэффициентом поглощения, отнесенным на один предмет. Например, количество поглощения, внесенное 100 стульями (а = 0,02), составит: 0,02 100 = 2 единицы.

Обычными строительными материалами обрабатывают большинство помещений кинотеатров и клубов, которые позволяют в ряде случаев обеспечить необходимые акустические условия. В помещениях, где применены специальные акустические звукопоглощающие материалы, значительная часть поверхности обрабатывается также обычными строительными материалами.

Коэффициент звукопоглощения гипсовой штукатурки по кирпичной стене на частоте 1000 гц весьма невелик и равен 0,013, а в области 4000 гг--0,05.

Значения коэффициента поглощения стандартных строительных материалов приведены в табл. 2. Все эти материалы являются малоэффективными поглотителями звука. Когда требуется заглушить помещение, т. е. снизить время реверберации в нем, необходимо обрабатывать поверхности другими, более эффективными поглощающими звук материалами. Звукопоглощающие свойства выражены у пористых материалов. Однако пористые материалы имеют неравномерную частотную характеристику поглощения и некрасивы. Поэтому помимо пористых материалов широко применяются акустические и архитектурно-акустические конструкции.

Пористые звукопоглощающие материалы разделяют на рыхлые и твердые. К рыхлым относятся: древесные волокна, волокна сахарного тростника и кокосовых нальм, минеральная шерсть (шлаковата), асбестовая вата, стеклянная вата и др. Наибольшее применение для акустической обработки получила минеральная шерсть (а==0,7 на частоте 1000 гц для слоя 1 см). Звукопоглощение для других частот видно на рис. 1-17. Для выравнивания час- тотной характеристики, т. е. получения высокого коэффициента звукопоглощения в области низких частот, необходимо увеличивать толщину слоя до 10-15 см,

Таблица 2

Коэффициент звукопоглощения обычных строительных материалов на разных частотах

Наименование чатерпалов

Часюта, гц

512 1

1024

2048 1

4096

Мрамор .........

0,01

0,01

0,015

Бетон и железобетон глад-

кий ..........

0,01

0,012

0,015

0,019

0,023

0,035

Кирпичная стена неошту-

катуренная .......

0,024

0,025

0,032

0,042

0,049

0,070

Штукатурка гипсовая глад-

кая по кирпичу ....

0,013

0,015

0,020

0,028

0,040

0,050

То же, окрашенная . . .

0,012

0,013

0,017

0,02

0,023

0,025

Штукатурка цементная ио

дереву, шероховатая . .

0,025

0,045

0,060

0,085

0,043

0,058

То же, гладкая.....

0,024

0,027

0,030

0,037

0,019

0,034

Деревянная обшивка (сос-

на) ...........

0,098

0,11

0,10

0,084

0,082

0,011

Паркет..........

0,05

0,03

0,06

0,09

0,10

0,22

Стекло одинарное ....

0,025

0,027

0,02

-

Твердые пористые материалы изготовляют в виде плит путем прессовки волокнистых материалов, часто с примесью цементирующих веществ. К ним относятся: инсу-лит, арборит, вермикулит, ЗП-5 и др. Инсулит и арбориг прессуют из отходов бумажной массы и пропитывают огнестойким составом. Выпускают в виде илит толщиной 2см. Объемный вес 125-150 кг/см (а = 0,2-0,4 при равномерной частотной характе-

qI--

ристике). Вермикулит изготовляют из мелких кусочков обо/кженной слюды, смешанной с клеем, и прессуют в виде плит. Он негорюч и негигроско-ничен (а = 0,3-0,5).

Звукопоглощающий материал ЗП-5 представляет собой застывшую пену мо-чевиноформальдегидной смолы с примесью небольшого количества древесных онилок. ЗП-5 очень легок - объемный вес 15-17 кг/ж (а = 0,5-0,7). Выпускается в виде плит 50x50x10 см. Им обрабатывают стены и нотолки павильонов киностудий.

Рис. 1-17. Частотная характеристика звукопоглощающего материала (минеральная вата): а-толщина слоя 10 сч: б - то.1Щина слоя 1 см



Акустические штукатурки отличаются от обычных шту-катурок наличием легкого заполнителя (немза, дробленый котельный шлак и т. п.), благодаря чему повышается коэффициент звукопоглощения (а = 0,3 на частоте 1000 гц).

Жесткие поглотители обладают преимущественным поглощением на низких частотах. Это щиты Бекеши, представляющие собой деревянную раму, затянутую плотной лакированной тканью, на которую помещается слой минеральной шерсти толщиной 4 -5 см. Размеры щита Бекеши 1x4 м, при этом а = 0,8 в области 125-250 гц. Перфорированные листы фанеры, железа, сухой штукатурки, фибролита и других тонких упругих материалов расположены на расстоянии 4 - 5 см от стены. Этот промежуток может быть заполнен рыхлым пог,10тителем, что резко увеличивает коэффициент звукопоглощения панели.

Архитектурно-акустические конструкции. Решение вопросов создания благоприятных акустических условии во вновь строящихся и реконструируемых кинотеатрах представляло значительные трудности, во-первых, ввиду отсутствия промышленного выпуска достаточно большого ассортимента звукопоглощающих материалов и, во-вторых, в силу трудностей сочетания красивой архитектуры с созданием хороших акустических условий при использовании существующих акустических материалов и конструкций. Внешний вид поглотителей звука не отвечает требованиям, предъявляемым к облицовочным материалам. Большинство из них даже нельзя окрашивать, так как при этом они теряют акустические свойства.

Разработаны стандартные блоки архитектурно-акустических конструкций для обработки зрительных залов кинотеатров, театров, клубов и других помещений, которые сочетают необходимые акустические и художественные требования при отделке помещений.

Основным э.чементом сборной конструкции является стандартный архитектурно-акустический блок. Сборность архитектурно-акустических конструкций значительно облегчает проведение строительных отделочных работ. Поэтому они широко применяются при строительстве новых кинотеатров и акустической реконструкции старых.

Рассмотрим устройство ар.\:итектурно-акустического блока (рис. 1-18). Основа блока - деревянная рама заданной формы и размеров (высота 10-15 см). Одна сторона рамы затягивается сеткой Рабитца, по которой отли-

вается рельеф из гипса или цемента но выбранному рисун-jjy. Отливка из гипса может быть заменена шта.мпом из сухой штукатурки или напье-маше. Выбор рисунка обусловлен размером и формой свободных полей и отношением их площади ко всей площади блока.

С другой стороны на сетку наклеивается слой легкой окрашенной ткани, служащей фоном для рельефного

Подвески ф 20--

Каркас блоиа ,Z-

-1500-

инеральнап вата


Подвески 20

Прогоны

Гипс, цемент, папье-маше, штампы из- сухой штукатурки и др

Рис. I-ib. .Лрхитсьтурпо-аиустичсский илок (разрез)

рисунка. На ткань но всей поверхности кладется слой в 10-12 см пористого поглотителя звука. Чаще всего применяется шлаковая вата марки М-150, но пригоден и другой пористый поглотитель.

Пористый звукопоглощающий материал расположен позади орнамента и ткани, а потому не виден. Гипсовый орнамент представляет собой как бы решетку, позади которой располагают эффективный поглотитель звука. Звук, падающий на такую решетку, частично отражается от элементов решетки и частично поглощается, пройдя через отверстия ре1иетки.

Акустические свойства конструкции становятся понятными, если представить себе открытый ящик, наполненный пористым поглотителем с коэффициентом звукопоглощения а = 0,7. Если закрыть ящик плитой с отверстиями, площадь которых составляет 50% поверхности плиты, то приблизительно можно считать, что поглощающая способность поверхности уменьшилась вдвое. Если площадь Отверстий составляет 25% от площади поверхности такой решетки, то можно ожидать, что такая поверхность будет поглощать звук приблизительно в четыре раза меньше, чем открытый ящик с таким же заполнителем.

Таким образом, изменением отношения площади отверстий ко всей площади блока можно в некоторых пределах из.менять коэффициент звукопоглощения блока. Это



дает возможность изготовить конструкции, состоящие из тех же материалов, но с различными акустическими свойствами.

Коэффициент звукопоглощения шлаковаты слоем 10 - 15 см в области средних частот равен 0,7. Практически путем изменения отношения открытой площади ко всей площади блока в пределах от 15 до 65% получают звукопоглощающие конструкции с коэффициентом поглощения от 0,1 до 0,5 на частоте 1000 гц.

Выбором размеров отверстий удается получить частотную характеристику коэффициента поглощения таких конструкций с небольшим подъемом в области низких частот, что приводит к выравниванию частотно!! характеристики времени реверберации зрительных залов кинотеатров.

Разработаны архитектурно-акустические конструкции, предназначенные для подвески к потолку или для установки на стенах.

§ 5. АКУСТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КИНОТЕАТРУ

Посторонние звуки и шумы, проникающие в зрительный зал, мешают слушать музыку, затрудняют разборчивость речи, снижая тем самым эмоциональное воздействие фильма на зрителей.

Часть проникающих посторонних звуков, например игра оркестра в фойе, сигналы проходящего по улице транспорта и другие доносящиеся звуки, отвлекает зрителей от просмотра фильма. Наличие шума в зале заставляет зрите.ля напрягать слух, чтобы разобрать речь. В итоге двухчасового напряжения слуха зритель не то.лько не отдыхает, а, наоборот, устает. Иногда посторонние шумы или регулярно повторяющиеся звуки вызывают даже раздражение у зрителей.

Если в кинотеатре работает вентиляционная система или другие агрегаты с новышеннььм уровнем шума, то зрители, с увлечением следящие за ходом событий на экране, ке замечают шума, но стоит выключить вентиляцию во время демонстрации фильма, как зрители почувствуют облегчение. Этот пример показывает, что вопросы звукоизоляции в кинотеатре, иредназначенном д.ля качественного звуковоспроизведения, не доллшы оставаться без внимания.

Основные вопросы по изоляции зрительного зала от посторонних звуков и шумов должны быть решены еще в проекте при строительстве или реконструкции кинотеатра. Однако и при эксплуатации кинотеатров вопросы звукоизоляции играют весьма существенную роль.

Все сказанное относится также к ус.ловиям проведения киносеансов в клубах с кинопередвижкой, где обычно почти не принимается никаких мер по снижению уровня шума.

Что же является основными источниками шума в кинотеатрах? Помимо внешних шумов, проникающих с улицы, можно указать еще два постоянных источника: аппаратная камера и вентиляционная система.

Прохождение звуковых помех в любое закрытое помещение происходит тремя путями.

Во-первых, по воздуху через любые каналы (щели в дверях, окнах и стенах; смотровые и проекционные окна), соединяющие зрительный зал с улицей или шумным помещением (фо1"1е, кинопроекционная). Даже через очень малое отверстие проходит очень много акустической энергии.

Поэтому при звукоизоляции основное внимание необходимо уде.ттять ограждению зрительного зала от улицы и тщательной заделке прямых отверстий и каналов, связывающих зрительный зал с шумными соседними помещениями. Этим же путем передается шум работающи.х вентиляторов но вентиляционным каналам в зрительный зал. В целях ограждения зрительного зала от шумов вентиляционной системы необ.ходимо акустически обработать вентиляционные каналы.

Во-вторых, внешние звуковые помехи передаются в зрительный зал через стены, пол и потолок, которые при воздействии приходящих из соседних помещений звуковых волн сами начинают колебаться и передают таким образом звук. Поэтому к устройству стен, перегородок, пола и перекрытия предъявляются специальные требования, обеспечивающие необходимую звукоизоляцию.

В-третьих, внешние звуки и шумы могут проникать также по стенам, перекрытиям и полу, но, в отличие от второго пути, не по воздуху, а по самим конструкциям. Например, на чердачное перекрытие установлен электродвигатель вентиляционной системы. При его работе возникают колебания (вибрации), которые передаются по перекрытию, стенам, окна.м и в местах неплотного прилегания могут вызвать дребезжание.





0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76