Главная Журналы УСИЛИТЕЛИ КИНОУСТАНОВОК Запись и последующее воспроизведение звука представляет собой одну из форм звукопередачи, особенностью которой является то, что звук, записанный на носителе, может быть воспроизведен по прошествии длительного времени, чего не позволяет сделать ни одна другая форма звукопередачи (по проводным каналам связп, по радио, по телевидению). Звукозапись может быть осуществлена несколькими методами. Практическое применение нашли механический, оптический (фотографический) и магнитный методы записи и воспроизведения звука. Механический метод записи звука изобретен в 1877 г., когда Т. А. Эдисон впервые построил фонограф. В фонографе запись движений мембраны, в центре которой укреплялся сапфировый резец, производилась на движущед1ся барабане, покрытом листом станиоля, а в дальнейшем - на восковых валиках. Запись получалась в виде ряда углублений, расположенных по винтовой дорожке на поверхности цилиндра (глубинная запись). в 1894 г. Э. Берлинер предложил новый прибор для записи звука, названный им граммофоном, в котором звук записывался на восковом диске, причем колебания резца происходили не в глубину, а поперек канавки, которая спирально вилась по диску (поперечная запись). Этот способ получил большое распространение благодаря удобству размножения записей прессованием пластинок с матриц. Запись при помощи граммофона и в настоящее время может считаться одной из лучших технических форм звукозаписи. Граммофонная запись воспроизводится акустическим или электрическим способом. При акустическом способе игла, двигающаяся по канавке граммофонной пластинки, совершает колебательные движения. Другим своим концом игла через системы рычагов передает двияение центру диска мембраны, закрепленной по краям. Мембрана помещена в предрупор-ной камере, присоединенной к горлу рупора. Колебания воздуха в предрупорпой камере усиливаются рупором. В патефонах применен свернутый рупор, который размещается конструктивно в чемодане вместе с механизмом патефона. При электрическом способе используют звукосниматель, представляющий собой преобразователь механических колебаний иглы в электрические колебания. Э.пект-рические колебания усиливаются усилителем до необходимой мощности и подводятся к громкоговорителю, преобразующему электрические колебания в акустические или звуковые колебания. Оптический метод записи звука заключается в том, что светочувствительный слой (кинопленка) освещается пучком света, изменяющимся по ширине (поперечная запись) или по силе света (интенсивная запись). В результате получается оптическая фонограмма, в которой имеются участки различной плотности (рис. 1-1). Оптическая запись воспроизводится следующим образом. Фонограмма (в кинотеатрах - фильмокопия с фонограммой) движется мимо узкой освещенной щели - светового штриха. При этом изменяется величина светового потока, прошедшего через фонограмму на фотоэлемент. Фотоэлемент преобразует колебания светового потока в ко.чебания электрического тока той же частоты. Но колебания тока, развиваемые фотоэлементом, ничтожно малы и не н состоянии заставить работать громкогово- ритель. Поэтому их предварительно подводят к усилителю, который уси,т1ивает электрические колебания от фотоэлемента до мощности, необходимой для работы громкоговорителя. Оптический метод записи и воспроизведения звука наибольшее применение находит в звуковом кино. В СССР он был впервые разработан П. Г. Тагером (1927 г.) и А. Ф. Шориным (1928 г.). Магнитный метод записи звука основан на свойстве стальной проволоки или ферро.магнитной ленты намагни- 1,04 1.8 Рис. 1-1. Фонограммы ъинофильмов: а - оптическая переменной ширины; б - пптическая интенсивная; в - магнитная чиваться под действием переменного магнитного поля и сохранять некоторую остаточную намагниченность. Намагничивание производится с помощью записывающей магнитной головки. Записывающая магнитная головка представляет собой незамкнутый магнитный сердечник той или иной конструкции, имеющий обмотку, но которой проходит ток звуковой частоты*. Ток звуковой частоты развивается микрофоном, преобразующи.м звуковые колебания воздуха в электрические, которые усиливаются усилителем, прежде чем подаются на записывающую головку. Звуконоситель в форме ленты или проволоки движется относительно записывающей головки. В результате каждый элемент звуконосителя подвергается намагничиванию мгновенным магнитным полем. * Помимо тока звуковой частоты по обмотке записывающей головки протекает ток пйдмагничивашш или ток высокочастотного смещения. Произведенная магнитная запись выявляется во внешнем пространстве, окружающем звуконоситель в форме магнитного поля, имеющего переменное (то или ипое) значение поверхностной (внешней) остаточной индукции. Воспроизводящая магнитная головка представляет собой ферромагнитный сердечник кольцевого типа с обмоткой. Воспроизведение звукового сигнала с магнитной фонограммы основано на изменении магнитного поля воспроизводящей головки движущейся магнитной лентой с записью. Эти изменения магнитного потока индуктируют на концах обмотки головки э.д.с, которая и подается на уси.штелъ с подключенным к нему громкоговорителем. Магнитная запись звука была изобретена в 1898 г. датским физиком В. Паульсеном, первый аппарат которого для записи на стальную проволоку демонстрировался в 1900 г. В 1920 г. В. И. Коваленков предложил испо.льзовать на основе применения тонкой стальной проволоки, заделанной в кинопленку, магнитную запись для создания звукового кино и применить электронные лампы для уси.ле-ния сигналов как цри записи, так и при воспроизведении. Разработка порошковых магнитных лент и методов у.льтразвукового смещения позволила широко внедрить магнитный метод, и в первую очередь в процессах первичной записи звука при производстве фильмов. При.менение магнитного метода в кинематографии по сравнению с оптическим дает следующие преимущества: высокое качество звучания, возможность оперативного контроля произведенной записи путем немедленного прослушивания, отсутствие промежуточных процессов обработки фонограммы, дешевизна магнитной .ленты и возможность многократного ее использования, отсутствие процессов печати фонограмм и связанных с этим искажений. Магнитная запись имеет и недостатки: нельзя рассматривать фонограмму на ленте, что затрудняет визуальный контроль и монтаж, усложнено совмещение фонограммы и изображения на одной пленке, возможно появление копирэффекта, изнашиваются магнитные головки. Преимущества магнитного метода записи звука обусловили широкий переход от фотографической звукозаписи к магнитной на киностудиях, в массовых копиях широкоэкранных, панорамных и широкоформатных сте- пРоАоничесКйх фильмов, а также в \&-мм фильмах. Применение магнитной звукозаписи значительно сократило -грхнотогический процесс звукозаписи. На рис. 1-2 показаны три схемы, соответствующие „пгппоизведению грамзаписи (а), фотографической (б) и магнитной {в) фонограмм. На них видно место усилителя □ > Рис. 1-2. Схемы воспроизведения звука грамзаписи (а); с фотографической (б) и магнитндй (в) фонограмм В общем тракте звуковоспроизведения. Необходимость усилителя становится понятной, если сопоставить мощность, развиваемую звукоснимателем, фотоэ.лементом и магнитной звуковоспроизводящей головкой с мощностью электрических колебаний, подводимых к громкоговорителю современного кинотеатра. Так, например, э.д.с, магнитной головки невелика - примерно 1,5 мв на частоте 1000 гц. Если головка нагружена на активное сопротивление 100 ом, то мощность сос-таыляет: 2.25-10-« 2,25-10-»вт, Р = .10- т. е. 0,0000225 мет. Фотоэлемент чувствительностью 200 мкаЫм развивает переменную составляющую тока, равную 2 мка. При сопротивлении нагрузки фотоэлемента R=-ibO ООО ом (это сопротивление принято для массовой стационарной аппаратуры) мощность будет равна: р=/2.д = (2.10-«)2.150 000 = 6-10- т. е. 0,0000006 вт. [ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 |