Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

ния, системы определения координат корабля, в том числе инерциальной навигационной системы, и системы оперативного контроля работы судовых приборов управления, на корабле размещено следующее специальное оборудование:

- система единого времени;

- система приема данных о координатах спутника, связанная с электронным устройством управления следящими антеннами и их стабилизации;

- система медицинского контроля состояния космонавтов;

- системы слежения за спутником яри помощи РЛС с передатчиком мощностью 1 Мет и параболической антенной диаметром 5 м (диапазон 5,4-5,8 Ггц);

- унифицированная система слежения за спутником, определения его дальности и. радиосвязи с ним, имеющая в своем составе передатчик мощностью 20кбг (диапазон 2,0-2,2 Ггц);

- система командного управления с передатчиком мощностью 10 кет и спиральной антенной (диапазон 400-500 Мгц);

- система приема телеметрических данных в трех диапазонах (105-140 Мгц, 216-260 Мгц, 2,2-2,3 Ггц) с приемниками чувствительностью --127 дб1вт и двумя приемными антеннами, одна из которых следящая, параболического типа диаметром 9,1 м работает в двух последних из указанных диапазонов;

- система КВ и ДМВ радиосвязи для передачи в реальном масштабе времени телеметрических данных, полученных от спутника, на командный пункт управления космическим полетом; обеспечивает телефонную и телеграфную связь в направлениях корабль - берег, корабль- спутник и корабль - корабль; имеет в своем составе шесть передатчиков мощностью по 10 кет (диапазон 2-20 Мгц), .восемь высокостабильных приемников (диапазон 2-30 Мгц), четыре КВ приемника общего назначения и четыре ДМВ радиостанции с передатчиками мощностью по 100 вт; в системе пспользуются две логопериодические антенны и три спиральные.

Обеспечение ЭМС перечисленных систем потребовало большой работы по выявлению источников помех и Снижению их уровня. Особенно сильные помехи создавались мощными КВ передатчиками, при работе кото-Ш 55



рых напряженность поля, например, на расстоянии 7,5 ж от спиральной ДМВ антенны достигала 200 eju. При таких мощных излучениях для защиты приемников необходимо было применять специальные фильтры в ан-тенно-фидерных трактах. Кроме того, пришлось создавать специальную защиту для приемника РЛС, широкополосный тракт промежуточной частоты которого был настроен па 30 Мгц. От мощных излучений приходилось защищать даже элементы источников питания. Так, например, излучения КБ передатчиков насыщали кремниевый диод в блоке стабилизации накальной цепи клистрона приемника, что нарушало нормальную работу .при отсутствии устройств защиты.

Помимо помех от передатчиков возникали помехи и от других источников. Например, излучения гетеродина приемника унифицированной системы слежения и связи (диапазон 2,0-2,2 Ггц) создавали помехи телеметрическому приемнику.

На этапе введения описываемого комплекса в эксплуатацию были обнаружены значительные радиопомехи от облучаемых контактов. Источником таких помех, например, оказалась цепь бортового ограждения, звенья которой, облучаемые полем мощного КБ передатчика, имели переменные контакты друг с другом, вследствие чего и создавали радиопомехи в широком диапазоне частот, включая диапазон 2,0-2,2 Ггц. Уровень шума на входе телеметрического приемника при этом повышался на 20-30 дб. Источниками помех от облучаемых контактов оказались также механизм вращения телеметрической антенны, имеющий люфт между шестернями, переменные контакты в петлях дверей, люков и висячих ламп, ненадежные контакты в точках заземления экранирующей оплетки кабелей и др. Для борьбы с радиопомехами от облучаемых контактов применялись различные меры: электрическое заземление петель гибкими шинами, установка контактных щеток на шестернях антенного механизма, замена металлических цепей ограждения канатом из синтетического материала, улучшение заземлений экранов кабелей и т. д.

Аналогичные проблемы ЭМС возникают и в более простых радиоэлектронных комплексах, которыми оборудованы, например, морские транспортные и промысловые суда. Для оценки возможных источников радао-



itoiiex перечислим характеристики некоторых РЭС, ис-J пользуемых на этих судах [5-7]:

- средства радиолокационного обзора на волне 3,2 CMC импульсной мощностью передатчика 80 и 100/свг; чувствительность приемников составляет -110 н-

"1-120 дбвт;

- приемные устройства радионавигационных систем (радиопеленгаторы), предназначенные для судовождения по секторным маякам ВРМ-5 и «Консол» (диапазон 186-750 кгц), по сигналам фазовой и радионавигационной системы «Декка» (диапазон 70-140 кгц) и импульсной радионавигационной системы «Лоран-А» (диапазон около 2 Мгц); чувствительности приемников равны 3- 10 мкв;

- главные средства радиосвязи - передатчики средних волн мощностью 250-300 вт и приемники длинных и средних волн;

-• эксплуатационные средства радиосвязи - пере-. датчики с диапазоном 1,5-24 Мгц и средней мощностью до 400 вт или комбинированные передатчики средних и коротких волн и приемники с диапазоном 12-25 ООО кгц;

- аварийные средства радиосвязи - передатчики средних волн мощностью 25-60 вт и соответствующие приемники, в том числе для автоматического приема международного сигнала тревоги на частоте 500 кгц (автоалармы); к этим же средствам относятся шлюпочные радиостанции, работающие на фиксированных волнах сигналов тревоги и бедствия;

- общие средства радиосвязи - приемопередатчики, работающие на промежуточных и ультракоротких волнах, для связи в ограниченных прибрежных районах и на рейдах; к таким средствам относятся радиостанции (156-162 Мгц) со средней мощностью до 10 вт, лоцманские радиостанции (156,3-156,8 Мгц) и др.;

- командно-вещательные средства с возможностью трансляции радиовещательных программ.

Совместное использование перечисленных средств требует большого числа антенн, которые приходится размещать на одной мачте или между мачтами на небольших расстояниях друг от друга. В тех случаях, когда необходима одновременная работа РЭС, в судовом радиооборудовании могут возникать помехи. Так, например, не проводя детального анализа, следует от-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64