Главная Журналы ления, осуществляется промышленными предприятиями (деятельность сельскохозяйственных, строительных и прочих непромышленных предприятий данным составом не охватывается). Кроме того, уголовная ответственность наступает лишь при неоднократном выпуске недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. Единичный случай рассматривается как преступление в том случае, если такая продукция была выпущена хотя и одной партией, но в крупных размерах *. Законодательство не определяет, какие именно размеры выпуска продукции следует относить к крупным. Вопрос о размере должен решаться в каждом отдельном случае, однако следует отметить, что под выпуском продукции в крупных размерах предполагается выпуск ее на большую сумму или в большом количестве. В принятых в 1980 г. Верховным Советом СССР Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях была впервые установлена административная ответственность за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими. Для реализации этой нормы Основ 18 мая 1984 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об административной ответственности за нарушение этих правил. В нем определены составы конкретных правонарушений, за которые должна наступать административная ответственность, а также круг должностных лиц, подлежащих ответственности (руководители предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений), виды наказаний и органы, правомочные привлекать к административной ответственности. Применение мер административной ответственности за нарушение требований к качеству направлено на укрепление государственной дисциплины в деле неуклонного соблюдения требований стандартов и другой нормативно-технической документации. § 75. Правовой статус стандартов СЭВ Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принятой XXV сессией СЭВ в> августе 1971 г., была поставлена задача внедрить новый нормативный документ СЭВ по стандартизации - стандарт СЭВ, предназначенный как для прямого использования в сотрудничестве, так и для применения в народном хозяйстве стран-членов СЭВ. Правовой и организационной основой новой нормативно-технической документации являются «Положение о стандарте Совета Экономической Взаимопомощи» и «Конвенция о применении стан- * Уголовными кодексами союзных республик Армянской (ст. 151), Киргизской (ст. 152), Латвийской (ст. 147), Казахской (ст. 152), Узбекской ССР (ст. 172) предусматривается аналогичная ответственность также за единичный выпуск нестандартной продукции. дартов Совета Экономической Взаимопомощи», одобренные XXVIII сессией СЭВ, проходившей в Софии в июне 1974 г. Конвенция о применении стандартов СЭВ ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны, вытекающих из Конвенции о применении стандартов Совета Экономической Взаимопомощи» от 21 марта 1975 г., согласно которому, стандарты СЭВ, утвержденные при участии Советской Стороны в порядке, установленном СЭВ, подлежат обязательному применению в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами и в народном хозяйстве СССР. В соответствии с указанным постановлением стандарты СЭВ в Советском Союзе вводятся в действие или непосредственно, или через соответствующие государственные стандарты. В новых Положениях о поставках продукции указано, что стандарты СЭВ подлежат обязательному применению в народном хозяйстве всеьки предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения. Отклонения от стандарта СЭВ допускаются только с разрешения Госстандарта (Госстроя СССР), выдаваемого в порядке, установленном для выдачи разрешения отклонения от требований государственных стандартов Союза ССР. Внедрение стандартов, применяемых в качестве государствен-", ных стандартов Союза ССР, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Государственной системой стандартизации. Специфика применения стандарта СЭВ как нормативного акта заключается в том, что стандарт СЭВ не налагает каких-либо обязательств на страны, не участвующие в его утверждении. Однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к утвержденному стандарту СЭВ с указанием сроков его применения во взаимоотношениях с другими странами - членами СЭВ и в Своем народном хозяйстве. Кроме того, согласно п. 8 «Конвенции о применении стандартов СЭВ» страны - участницы Конвенции могут заявить о неприме-Нении отдельных стандартов СЭВ. Правила разработки и применения в народном хозяйстве СССР стандартов СЭВ, а также правила применения стандартов СЭВ при подготовке, заключении и реализации договоров, соглашений и контрактов в отношениях, возникающих в процессе осуществления экономического и научно-технического сотрудничества СССР с другими странами - участницами Конвенции о применении стандартов СЭВ, являющиеся обязательными для министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений СССР, изложены в соответствующих руководящих документах, утвержденных Госстандартом. § 76. Правовые основы обеспечения единства измерений Обеспечение единства измерений и совершенствование метрологической службы являются важнейшими и актуальнейшими задачами для ускорения социально-экономического развития и научно-технического прогресса в народном хозяйстве, повышения качества продукции и интенсификации производства. Деятельность по обеспечению единства измерений, как и всякая производственно-общественная деятельность, регулируется нормами права. Совокупность этих норм образует специфическую область права, регулирующую отношения по поводу обеспечения единства измерений и получившую название законодательной метрологии. Как уже было указано, одним из первых законов Советской власти был принятый в 1918 г. по инициативе В. И. Ленина декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». В настоящее время законодательство об обеспечении единства измерений включает в себя законы Союза ССР, постановления Совета Министров СССР, нормативные акты Госстандарта, обязательные к исполнению всеми министерствами и ведомствами, среди которых преобладающую часть составляют стандарты. Важнейшими нормативными актами являются постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 г. «Об обеспечении единства измерений в стране» и ГОСТ 1.25-76 «Государственная система стандартизации. Метрологическое обеспечение. Основные положения». Правовая природа деятельности по обеспечению единства из-1иерений заключается: во первых, в том, что разрабатываются и определяются научно обоснованные требования, технические нормы и правила подготовки и проведения измерений, обработки и оформления их результатов, выполнение которых гарантирует единство и требуемую точность результатов измерений в народном хозяйстве; во-вторых, в том, что этим правилам и требованиям придается обязательный характер для соблюдения в народном хозяйстве путем регламентации их в законоположениях, государственных п. ведомственных актах и стандартах; в-третьих, в том, что устанавливается государственный надзор и ведомственный контроль за повсеместным, полным и неукоснительным соблюдением метрологических правил. Несоблюдение метрологических правил влечет ответственность по закону. В СССР законодательно закреплены принципы, организационная структура органов и служб, методы и формы деятельности по обеспечению единства измерений. В результате в настоящее время в СССР создана строго регламентированная система обеспечения единства измерений, построенная на принципах плановости. Цент- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [ 99 ] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 |