Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

щем положении о министерствах СССР, п. 39 которого предусматривает, что министерство осуществляет контроль за соблюдением стандартов и состоянием средств измерений и испытаний.

Для осуществления контроля за изготовлением продукции надлежащего качества в министерствах созданы самостоятельные структурные подразделения - инспекции по качеству.

Основной задачей инспекции является осуществление контроля за выпуском предприятиями министерства продукции в соответствии с действующими стандартами, техническими условиями, рецептурами и другой документацией, а также контроль за деятельностью ОТК предприятий.

Для деятельности инспекций характерна не только фиксация нарушений стандартов и технических условий, допускаемых предприятиями,- они вправе принимать и определенные меры в случае выявления таких нарушений. Так, инспекции вправе запрещать отгрузку продукции, изготовленной с отклонениями от нормативно-технической документации.

Большинство инспекций по качеству имеют право требовать от руководителей предприятий данного министерства принятия мер, направленных на устранение выявленных недостатков. Указанное требование инспекций обязательно для исполнения теми, кому оно адресовано. Инспекции по качеству представляют собой часть системы министерства и в своей деятельности выступают по полномочию министерства как органа государственного управления. Вместе с тем инспекции по качеству в силу своего положения в системе министерства, функций и объема прав представляют собой самостоятельные органы - органы ведомственного контроля, занимающие специфическое место в системе органов советского государственного управления.

Правовое положение отделов технического контроля определяется в настоящее время постановлением Совета Министров СССР от И декабря 1979 г. «Об утверждении Типового положения об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения)».

Типовое положение определяет задачи, функции, права и обязанности ОТК- На его основании министерства и ведомства разрабатывают и утверждают положения об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения) в своей системе с учетом особенностей работы подведомственных предприятий (объединений).

Типовым положением предусматривается, что ОТК является, как правило, самостоятельным структурным подразделением промышленного предприятия (объединения). Все работники цехов и других подразделений предприятия (объединения), занятые только техническим контролем, входят в состав ОТК-

Главными задачами ОТК являются предотвращение выпуска (поставки) предприятием (объединением) продукции, не соответ ствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской, техноло-



гическои документации, условиям поставки й договоров, или некомплектной продукции.

В функции ОТК также входит осуществление входного контроля поступивщих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, предназначенных для основного производства, операционный контроль, приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции, пре- дусмотренные утвержденным технологическим процессом. I.. Согласно действующему законодательству начальник ОТК на-[равне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной, или не соответствующей стандартам и техническим условиям или некомплектной продукции.

Для выполнения возложенных обязанностей начальнику ОТК предоставлены соответствующие права. В частности, он вправе:

прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повто ряющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты;

у запрещать:

г использование в производстве нестандартных сырья, материалов и инструмента;

( изготовление продукции на оборудовании, не обеспечивающем

Зсоблюдение установленной технологии;

<; реализацию продукции, не принятой ОТК;

t. использование контрольно-измерительных средств, не прощед-Щих в установленном порядке поверки или являющихся неисправными.

; в случае необоснованной отмены указаний начальника ОТК он обязан сообщить об этом выщестоящему органу и главной инспекции по качеству продукции министерства (ведомства) или другому подразделению, на которое возложены ее функции.

Типовое положение определяет характер взаимоотнощений ОТК с органами Госстандарта как подчиненно-координационный. Начальник ОТК обязан сообщать территориальным органам Госстандарта (а также Прокуратуры СССР) по месту нахождения поставщика о фактах неоднократного или в крупных размерах получения продукции, не соответствующей стандартам, техническим условиям шли образцам (эталонам).

Глава 23

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ

Стандарт - закон производства, и его несоблюдение является грубым нарущением государственной дисциплины.

Соблюдение и исполнение правовых норм стандартов и технических условий, как и всяких других правовых норм, обеспечива-



етсй не только мерами убеждения, но й определенными мерамг государственного принуждения.

Действующее законодательство предусматривает за нарушени законодательства о качестве продукции ответственность:

предприятий, объединений и организаций, (юридических лиц);

должностных лиц и иных работников.

Сочетание ответственности юридических лиц с персональной ответственностью обеспечивает эффективное воздействие на конкретных виновников выпуска брака в случаях нарушения стандартов и технических условий, способствует укреплению законности в области управления качеством продукции.

Действующее законодательство устанавливает, что предприятия, поставляющие продукцию с нарушением требований стандартов и технических условий, несут имущественную ответственность перед предприятиями - покупателями (получателями). Привлече ние изготовителей к имущественной ответственности и взыскание с них штрафов - не только право, но и обязанность покупателей, прямо предусмотренная законом.

Работники предприятий, виновные в вьшуске недоброкачественной продукции, несут установленную законом дисциплинарную и материальную ответственность.

Органы народного контроля имеют право налагать на руководителей предприятий, виновных в выпуске недоброкачественной продукции, денежные начеты в компенсацию причиненного ущерба, но не свыше трехмесячного должностного оклада. В случае систематического или в крупных размерах выпуска продукции, не соответствующей действующим стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам, руководители предприятий (директор или начальник, главный инженер, начальник ОТК либо лица, их замещающие) привлекаются к уголовной ответственности по ст. 152 уголовного кодекса РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик.

Строгое и неуклонное выполнение законодательства об ответственности должно способствовать предупреждению случаев выпуска недоброкачественной продукции, созданию обстановки нетерпимости к фактам выпуска продукции низкого качества.

§ 71. Имущественная (гражданско-правовая) ответственность предприятий

При применении мер имущественной ответственности к предприятиям-изготовителям (поставщикам) в том случае, когда продукция забракована, как несоответствующая стандартам, техническим условиям или образцам, покупатель обязан:

отказаться от принятия и оплаты продукции;

взыскать с изготовителя штраф в размере 20 % стоимости забракованной продукции;

потребовать возврата уплаченных сумм (если продукция уже оплачена).





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108