Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

что досрочное внедрение стандартов может иметь место только в том случае, если это отвечает интересам потребителей данной продукции, и не влечет.за собой потери взаимозаменяемости, т. е. они готовы к использованию продукции, выпускаемой в соответствии с требованиями нового стандарта.

Таким образом, можно сделать вывод; что досрочное внедрение гстандартов возможно только по соглашению сторон и обязательно ДОЛЖНО быть предусмотрено в договоре.

Правовое значение досрочного внедрения стандарта состоит в том, что, во-первых, соблюдение и исполнение его обязательны не в силу закона, а в силу договора, и, во-вторых, стандарт до введения в действие имеет-чэграниченную сферу применения, т. е. не имеет общеобязательной силы, поскольку им должны руководствоваться только стороны по договору поставки.

§ 68. Правовая экспертиза стандартов

Стандарты и технические условия - нормативные акты, и это обусловливает необходимость их разработки, утверждения и применения в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Они должны быть составлены и безупречно отработаны не только с инженерной, но и с правовой точки зрения.

Весьма эффективной формой участия юристов министерств, ведомств, предприятий и объединений в повышении уровня стандартов и технических условий как правовых документов стала правовая экспертиза.

Еще до недавних пор в нормативно-технической документации встречались ошибки правового характера, записи, противоречащие законодательству, неточные формулировки. Это затрудняло ее использование, вело к ненужным спорам между изготовителями и потребителями, причиняло имущественный ущерб той или другой стороне. Чтобы избавиться от подобных недостатков, в 1969 г. приказом Госстандарта в целях надлежащей правовой отработки стандартов как документов юридического характера была введена обязательная правовая экспертиза проектов государственных стандартов, проведение которой было возложено на научно-исследовательские институты Госстандарта, в которых были созданы специальные правовые подразделения

Основная задача правовой экспертизы - проверка проектов государственных стандартов на соответствие их действующему законодательству, в том числе нормативным актам, издаваемым Госстандартом. Объектом правовой экспертизы являются все правовые нормы, содержащиеся в стандартах, в том числе технико-юридические, поскольку каждая норма влечет за собой определенные правовые последствия.

Правовая экспертиза значительно повысиЛа уровень подготовки проектов государственных стандартов. Ее положительный опыт обусловил ее распространение и на проекты стандартов других категорий. В 1975 г. в ГОСТ 1.0-68 было закреплено обязательное



проведение правовой экспертизы не только государственных, но и .отраслевых и республиканских стандартов и технических условий.

Накопленный опыт проведения правовой экспертизы позволил обобщить и достаточно четко сформулировать правовые требования, предъявляемые к стандартам, и определить пор.ядок проведения правовой экспертизы, в утвержденных Госстандартом 28 сентября 1977 г. методических указаниях «Правовые требования к стандартам и техническим условиям. Порядок проведения правовой экспертизы проектов государственных стандартов».

Методические указания определяют, что правовые требования- это требования, предъявляемые к стандартам и техническим условиям, вытекающие из действующего законодательства и не затрагивающие технического содержания включенных в стандарт норм, правил, требований.

Стандарт не должен противоречить действующему законодательству, дублировать нормы, содержащиеся в других нормативных актах, включать правила, не являющиеся результатом работы по стандартизации и установление которых входит в компетенцию других государственных органов.

Для правильного изложения в стандартах и технических условиях раздела «Гарантии изготовителя» Госстандарт утвердил ГОСТ 22352-77 «Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения». Стандарт разработан с целью обеспечения единого подхода при решении этих вопросов. Как организационно-методический и нормативно-технический документ он определяет понятие, виды и порядок исчисления гарантийных сроков в стандартах и технических условиях на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления и устанавливает порядок изложения раздела «Гарантии изготовителя».

Глава 22

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

§ 69. Применение правовых средств при осуществлении государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов

Одним из важнейших- направлений деятельности Госстандарта является государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством продукции, осуществляемый во всех отраслях народного хозяйства через сеть территориальных органов Госстандарта.

Принципиально важные изменения и в области государственного надзора произошли в годы десятой пятилетки.

Если раньше цель госнадзора состояла главным образом в пресечении выпуска недоброкачественной, нестандартной и некомп-



лектной продукции, то теперь госнадзор непосредственно влияет на повышение технического уровня и качества продукции в соответствии с потребностями народного хозяйства, населения.

Эффективность госнадзора обеспечивается неуклонным применением предусмотренных законодательством мер правового воздействия как к предприятиям (объединениям), выпускающим нестандартную продукцию, так и к работникам -• конкретным виновникам брака. Этими правовыми средствами являются следующие:

запрет поставки не соответствующей требованиям стандартов и технических условий некачественной продукции. При этом этот запрет может относиться только к определенной партии продукции, в которой обнаружены недостатки, или ко всей продукции до осуществления необходимых мероприятий, обеспечивающих выпуск в соответствии с установленными требованиями;

экономические санкции в виде исключения из отчетных данных о вьшолнении плана всего количества не соответствующей требованиям стандартов и технических условий продукции (партии или продукции, выпущенной за определенный период) и, кроме того, снятие полученной от этой продукции прибыли с перечислением ее в доход бюджета;

направление материалов в арбитраж для взыскания с изготовителя штрафов;

лишение предприятия «Знака качества» при нарушении правил аттестации и выпуске продукции, не соответствующей требованиям высшей категории качества;

наложение штрафов на руководящих работников предприятий, виновных в выпуске продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий;

направление материалов в вышестоящие органы, органы народного контроля, прокуратуры для привлечения к ответственности конкретных виновников.

Госстандарт и его территориальные органы, проводя госнадзор, тесно взаимодействуют с органами прокуратуры, народного контроля, арбитража.

1 § 70. Ведомственный контроль за качеством продукции

Обеспечение производства высококачественной продукции является одной из главных задач министерств в соответствии с общим положением о министерствах СССР. Оно содержит ряд норм. Конкретизирующих обязанности министерств в области производства высококачественной продукции. Пункт 34 Общего положения предусматривает проведение министерством систематической оценки достигнутого технико-экономического уровня производства выпускаемой продукции, а также обеспечение высокого технического уровня развития отрасли.

Необходимость вьшолнения министерством контрольных функций в отношении качества продукции специально отмечена в Об-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108