Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 [ 95 ] 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Положением о Государственном комитете стандартов Совета Министров СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1973 г. установлено, что Комитет стандартов рассматривает и утверждает разработанные министерствами и ведомствами государственные стандарты, обязательные к применению во всех отраслях народного хозяйства, и устанавливает порядок и сроки введения их в действие. Отступления от государственных стандартов допускаются лишь с разрешения Госстандарта. Выпускать и принимать продукцию с отступлением or требований стандартов предприятия (изготовители и потребители) имеют право только после получения такого разрешения. До этого-выпуск продукции с отступлением от требований стандарта должен рассматриваться как нарушение закона, а виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в соответствии с.нормами гражданского, трудового и уголовного права.

Разрешение на отступление от требований стандартов с правовой точки зрения означает ограничение действия стандарта как нормативного акта во времени в отношении определенных субъектов права. При этом Госстандарт одновременно с выдачей разрешения на временное отступление от требований стандартов вносит предложения о временном понижении оптовых цен на продукцию, выпускаемую с отступлением от стандартов.

Действующим законодательством установлено, что министерства (ведомства), предприятия и организации не имеют права разрабатывать и утверждать нормативно-техническую документацию,, противоречащую государственным стандартам либо их дублирующую. Положением о Госстандарте последнему предоставлено право принимать решения об отмене или пересмотре нормативно-технической документации отраслевого и республиканского значения противоречащей действующим государственным стандартам. Согласно «Основ гражданского законодательства» качество поставляемой продукции должно соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или образцам. В случае поставки продукции более низкого качества, чем требуется государственным стандартом, техническими условиями или утвержденным образцом, покупатель обязан отказаться от принятия и оплаты продукции. Это предусмотрено и утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. № 161 Положениями о поставках товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Указанные Положения отождествляют понятия продукции, забракованной и нестандартной.

Следовательно, если продукция не отвечает требованиямстандартов, она является недоброкачественной, и за поставку такой продукции поставщик должен нести ответственность, предусмотренную положениями о поставках. В ст. 47 «Основ гражданского законодательства» указывается, что если недостатки поставленной продукции могут быть устранены без возврата ее поставщикуг покупатель вправе потребовать от поставщиков устранения этих



недостатков либо устранить их своими средствами, но за счеТ поставщика.

Следовательно, и в этом случае приемке подлежит только стандартная, т. е. доброкачественная продукция.

Из обязательности применения стандартов, а также из того, что стандарты содержат минимум требований к качеству продук-дии, вытекает и другое положение: в договоре поставки не должна лредусматриваться поставка продукции, показатели которой ниже требований, установленных стандартами.

В соответствии со ст. 47 «Основ гражданского законодательства», п. 44 «Положения о поставках продукции производственно-технического назначения» и п. 39 «Положения о поставках товаров народного потребления» сторонам предоставлено право предусматривать в договоре поставку продукции более высокого качества по сравнению с требованиями государственных стандартов и технических условий. Согласно п. 58 «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии» предприятие вправе, по согласованию с заказчиком, выпускать продукцию повышенного качества по сравнению с требованиями государственных стандартов и технических условий. Связанные с этим дополнительные затраты возмещаются предприятию в установленном порядке с учетом экономической эффективности продукции повышенного качества.

Соглашение между изготовителем и потребителем о выпуске продукции повышенного качества по сравнению с требованиями стандартов необходимо только в тех случаях, когда потребитель должен возместить затраты изготовителя на выпуск этой продукции, а также когда продукция более высокого качества (за счет усовершенствования конструкции и т. д.) требует от потребителя изменения технологического процесса, конструкции, оборудования, изменения порядка эксплуатации изделий и т. д. Во всех остальных случаях изготовитель имеет право на выпуск продукции с превышением показателей стандартов без согласования с потребителем, поскольку систематическое повышение качества продукции является обязанностью предприятия.

§ 67. Внедрение и соблюдение стандартов

С момента утверждения стандарта до момента ввода его в действие имеется определенный разрыв во времени.

Большое практическое значение имеет разграничение понятий внедрение (невнедрение) и соблюдение (несоблюдение). Стадии внедрения стандарта - это период между утверждением стандарта и сроком ввода его в действие, необходимый для проведения мероприятий материально-технического и организационного характера, обеспечивающих применение стандарта в соответствии с областью его распространения. На этой стадии продукция все еще производится по действующему стандарту, и никто не вправе требовать от предприятия-изготовителя ее выпуска по утвержден-



ному новому стандарту, поскольку последний еще не вступил в силу.

Следовательно, о соблюдении и несоблюдении требований стандарта можно говорить только с момента ввода его в действие. В связи с этим и объекты контроля за внедрением и соблюдением стандартов не совпадают. Если в первом случае объектом контроля является выполнение плана мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции по внедряемому стандарту, то во втором- соответствие готовой продукции требованиям стандарта, вступившего в силу.

Для предприятий и организаций, непосредственно применяющих стандарты, обязанность их внедрения вытекает также из нормативных актов, регулирующих правовое положение и деятельность этих предприятий и организаций. Так, согласно «Положению о социалистическом государственном производственном предприятии» предприятия обязаны обеспечивать высокое качество, надежность и долговечность производимой продукции (выполняемых работ, услуг) в соответствии со стандартами. Обязанность министерств - принимать необходимые меры к своевременному внедрению стандартов.

Невнедрение стандарта к установленному сроку ввода его в действие и продолжение выпуска продукции (без разрешения органа, утверждающего данный стандарт), не соответствующей стандарту, подлежащему внедрению, рассматривается как его несоблюдение.

Такая трактовка понятия «внедрение стандартов» необходима для решения вопроса об ответственности за внедрение стандарта. Поскольку с момента ввода стандарта в действие вся ранее действовавшая нормативно-техническая документация утрачивает силу, изготовитель, выпускающий продукцию по отмененной нормативно-технической документации, должен нести ответственность, в соответствии с нормами гражданского законодательства, за поставку недоброкачественной или некомплектной продукции. Соответственно, должностные лица должны привлекаться к ответственности, предусмотренной нормами трудового и уголовного законодательства.

Установление срока введения стандарта в действие вовсе не означает, что стандарт не может быть внедрен досрочно. В отношении стандартов, объектом которых является продукция, не применимо общее правило, согласно которому до вступления правовой нормы в законную силу ею нельзя руководствоваться, поскольку еще действует старая норма. Объясняется этоособенностью содержания стандартов, включающих технико-юридические нормы. Разработка и утверждение нового стандарта означает, что ранее действовавший.стандарт в той или иной мере устарел, а изготовление продукции по новому стандарту, как правило, означает выпуск продукции более высокого качества, чем раньше. Поэтому досрочное внедрение стандарта дает дополнительный экономический эффект народному хозяйству. В то же время надо учитывать.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 [ 95 ] 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108