Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

технико-экономическом аспекте. С точки зрения права социалисти ческая стандартизация представляет собой планомерную деятель ность государства, осуществляемую его компетентными органами,, по установлению и применению в народном хозяйстве обязательных норм, правил и требований, направленных на ускорение тех нического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции.

В этом смысле стандартизация есть нормотворческая, юриди* ческая деятельность, а сами стандарты, утвержденные в установленном законом порядке как юридические акты, являются формой выражения правовых норм, результатом правотворческой деятельности.

За последние годы принят ряд важнейших нормативных актов либо специально посвященных вопросам стандартизации и качества продукции, либо направленных на решение этих вопросов в-комплексе с другими народнохозяйственными проблемами.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» обязали руководителей министерств, ведомств, предприятий и организаций принять меры по коренному улучшению разработки стандартов и технических условий, новы--шению их научно-технического уровня.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. утверждены новые Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, в которых закреплен ряд новых норм, регулирующих отношения по поставкам, связанные с качеством продукции.

Впервые на уровне Правительства СССР предусмотрено, что поставляемые продукция и товары должны соответствовать по качеству наряду с государственными, отраслевыми и республиканскими стандартами и стандартам СЭВ. В долгосрочных договорах на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям должны устанавливаться взаимные обязательства сторон по повышению качества в течение срока действия договоров. Впервые введена специальная имущественная ответственность за поставку продукции высшей категории качества, не соответствующей стандартам, техническим условиям или образцам (эталонам), - штраф-в размере 30 % стоимости забракованной продукции, а также за поставку продукции, отгрузка которой запрещена Госстандартом или другими компетентными на то органами. В этом случае взыскивается штраф в размере 50 % стоимости этой продукции в доход союзного бюджета. Установлен безакцептный порядок взыскания с изготовителя (поставщика) штрафа за поставку продукций (товаров), забракованной в соответствии с пп. 72 и 69 Положений о поставках. ~~

Особо следует остановится на постановлении ЦК КПСС к Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г. к



постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов» от 30 июня 1981 г. В них нашел отражение целый ряд важных вопросов стандартизации и качества.

Так, в постановлении от 12 июля 1979 г. содержатся важные нормы, касающиеся оценки технического уровня изделий производственно-технического назначения, пересмотра устаревших стандартов на машины и оборудование, совершенствования экономического стимулирования выпуска продукции со Знаком качества. Этим постановлением введена система государственных испытаний.

Постановление от 30 июня 1981 г. расширило область применения экономических санкций, эффективность применения которых доказана на практике. Экономические санкции распространены на научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, сельскохозяйственные, заготовительные, снабженческо-сбы-товые, оптовые и розничные торговые организации, транспортные предприятия и предприятия сферы обслуживания.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. «Об организации работы по стандартизации в СССР» Госстандарт осуществляет управление стандартизацией в стране. Он несет ответственность за организацию, состояние и оптимальное развитие стандартизации и межотраслевой унификации, усиление роли стандартизации в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства и улучшении качества продукции, за научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов.

Дальнейшее развитие системы экономического стимулирования выпуска продукции высшей категории качества определяется постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса».

Стандартизация представляет собой наилучший метод прямого, непосредственного воздействия права на технический прогресс, на обеспечение повышения качества продукции и тем самым - на повышение эффективности общественного труда. Она является деятельностью не только инженерной, но и деятельностью нормо-творческой, законодательной, т. е. юридической.

Рассматривая вопросы правового регулирования стандартизации, метрологии и качества, следует учитывать, что роль права не исчерпывается установлением и закреплением определенных технических требований. Значение правового регулирования, и притом не менее важное, заключается также в таком воздействии на поведение людей в обществе, которое обеспечило бы осуществление и соблюдение закрепленных в правовых нормах технических требований. Так, например, в этих целях государство:



устанавливает общий порядок приемки сырья, материалов и готовой продукции установленного уровня качества;

регулирует отношения, возникающие в связи с использованием измерительной техники;

предусматривает ответственность за нарушение стандартов и метрологических правил;

регулирует иные отношения между предприятиями;

регулирует властно-организационные отношения предприятий с вышестоящими и другими государственными организациями, деятельность которых в той или иной мере связана с обеспечением качества продукции.

Следовательно, роль правового регулирования в рассматриваемом аспекте проявляется:

в закреплении в правовых (технико-правовых) нормах определенных технических требований;

в обеспечении правовыми средствами соблюдения этих требований, изготовления и реализации продукции в соответствии с установленными требованиями.

Обычно понятие «качество продукции» определяется как совокупность определенных свойств продукции, обеспечивающих ее пригодность, полезность. Однако при этом не учитывается правовой аспект проблемы качества. Под качеством продукции следует понимать совокупность существенных ее свойств (технических, эко-. комических, эстетических и прочих), закрепленных в стандартах, а также предусмотренных в установленном законом случаях договором поставки. Доброкачественность продукции - это соответствие совокупности свойств продукции требованиям Стандартов, а также условиям договора поставки.

§ 66. Обязательный характер государственных стандартов

Будучи заинтересованным в производстве стандартизованной продукции, государство может придавать стандартам обязательный характер путем закрепления показателей стандартов в правовых актах. Таким образом, государство, придавая обязательную силу Стандартам, превращает их в юридические акты, т. е. соблюдение стандартов становится юридической обязанностью соответствующих организаций, предприятий и лиц. Следовательно, стандартизация при социализме - это орудие государственного руководства народным хозяйством.

Как своего рода chmbojj этого на стандартах на продукцию имеется надпись: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону».

Обязательный характер государственных стандартов установлен постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 июля 1940 г., согласно которому государственные стандарты, утверждаемые Всесоюзным комитетом по стандартизации при Совнаркоме СССР, обязательны к применению во всех отраслях народного хозяйства.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108