Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

с колесами или гусеницами, органов управления. При 10-15 типоразмерах этих узлов можно создавать машины мощностью от 5-6 л. с. (для мелких ручных операций) до 2500-3000 л. с. (для •наиболее трудоемких массовых работ).

В строительно-дорожном машиностроении применение методов унификации позволило на базе тягачей создать целую гамму ма-



aw c:»fiP) а




Рис. 14-5. Машины различного назначения, созданные на базе одноосных тягачей:

I - машины для мелиоративных работ; II - строительные машины общего назначения; III - машины для коммунального хозяйства



шин различного назначения. Так, на базе одноосных тягачей созданы одноковшовый и роторный экскаваторы, поворотный и неповоротный краны, грейдер-элеватор, скрепер, каток, землевоз-само-свал с задней или боковой разгрузкой, поливочно-моечная машина, компрессорная станция, насосная станция, панелевоз, битумовоз! цементовоз, кабелеукладчик и маслозаправщик (рис. 14-5); на базе двухосных тягачей - кусторез, корчеватель, универсальный рыхлитель, рыхлитель мерзлых грунтов, плужный и роторный снегоочиститель, откосоочиститель, экскаватор для работы на слабых грунтах, трамбовщик, канавоочистители разных типов и другие машины (рис. 14-6). Базовые машины показаны на (рис. 14-7). Все эти машины имеют специализированное назначение и обеспечивают высокую производительность труда.

При разработке межтипового конструктивно-унифицированного ряда тракторов, автомобилей и тягачей могут быть полностью или частично унифицированы двигатели, колеса, машины, мосты, кар-

4 ХУ


ш-I---*Utr

Рис. 14-6. Машины различного назначения, созданные на базе двухосных тягачей:

S -машины для погрузочных работ; II -машины для лесоразработок


Рис. 14-7. Базовые машины:

1 - одноосный тягач; 2 - двухосный тягач; 3 - двухосный длиинобазовый тягач; 4 - двухосное самоходное шасси; 5 - специальное шасси



данные валы, механизмы управления, кабины, редукторы, коробки скоростей.

Организация специализированного производства унифицированных узлов различного функционального назначения постепенно должна привести к отмиранию индивидуализированных конструкций машин и постепенной замене их машинами, сконструированными из этих узлов, т. е. на основе принципа агрегатирования.

Во многих случаях недостаточно решать проблему унификации только в масштабе отдельной отрасли, хотя уже одно это позволяет добиться значительного эффекта. Не менее важно решать проблему унификации в межотраслевом масштабе, использовать одни и те же узлы и агрегаты в машинах различного назначения, предназначенных для работы в различных отраслях промышленности.

Применение принципов межотраслевой унификации позволит упростить и ускорить создание новых машин, предназначенных для механизации работ в сельском, лесном хозяйстве, строительстве и других отраслях. Чтобы избежать возможных ошибок при унификации машин межотраслевого назначения, необходимо увязать требования различных отраслей промышленности, предъявляемые к базовым моделям, и выбрать оптимальные конструктивные схемы базовых моделей и необходимых агрегатов для создания всех модификаций машин, построенных на одной базе.

Во ВНИИНМАШ разработаны основные положения создания универсальных машин на базе тягачей из унифицированных узлов и агрегатов. В результате анализа требований, предъявляемых к машинам различными отраслями народного хозяйства, было установлено, что возможно создание систем машин из унифицированных узлов и агрегатов, удовлетворяющих требования самых раз личных отраслей народного хозяйства.

Глава 15

АГРЕГАТИРОВАНИЕ И МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

§ 38. Общие положения и методика агрегатирования

Агрегатирование - это метод конструирования машин, оборудования и т. п. из унифицированных и стандартных деталей и узлов многократного использования. Агрегатирование позволяет не создавать каждую новую машину как оригинальную, единственную в своем роде, а в большинстве случаев перекомпоновывать имеющиеся машины, используя уже спроектированные и освоенные производством узлы и агрегаты. Это способствует значительному увеличению мощности предприятий без излишних затрат, без увеличения производственных площадей.





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 [ 67 ] 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108