Главная Журналы в общем случае разработка или выбор базового изделия должны осуществляться единовременно с проведением работ по построению рядов изделий и их составных частей, причем требования к базовому изделию (если оно проектируется вновь) должны устанавливаться в ТЗ на разработку изделия. При разработке или выборе базовой конструкции: анализируются существующие конструкции изделий данного вида для выявления единого конструктивного решения (конструктивной схемы), применение которого возможно и наиболее целесообразно во всех или в большинстве изделий ряда; в случаях необходимости проводятся расчеты и экспериментальные работы по проверке выбранного конструктивного решения; определяется , возможность и экономическая целесообразность унификации составных частей (конструктивных элементов) изделий. Результаты разработки или выбора базовой конструкции наиболее целесообразно оформлять в виде стандарта на основные параметры, конструкцию и размеры изделия. Отечественным машиностроением в ряде ведущих отраслей накоплен опыт работы по унификации машин, механизмов, оборудования. Значительные результаты получены предприятиями Минсель-хозмаша в области унификации конструкций сельскохозяйственных машин, тракторов, двигателей и их составных частей - агрегатов, узлов и деталей. Созданы семейства машин, характеризуемые достаточно высоким коэффициентом межпроектной унификации; количество таких семейств машин возросло с 1970 г. более чем в два раза. В качестве примера могут быть указаны семейства: колесных универсально-пропашных тракторов тягового класса 1,4 Минского тракторного завода (МТЗ-80, МТЗ-82 и их модификаций) с Км.у, равным 82%; зерновых сеялок, выпускаемых заводами «Белинсксельмаш» и «Сибсельмаш» (СЗ-3,6, СЗУ-3,6, СЗЛ-3,6 и др.) с Кшу, равным 92 %; свеклоуборочных машин Днепропетровского комбайнового завода (РКС-6, РКС-4, СПС-4,2) с Ки.у, равным 71 %; тракторов общего назначения тягового класса 3 Харьковского тракторного завода (Т-150, Т-150К, Т-155, Т-157, Т-158) с Км.у, равным 88 %. Унификация однотипных машин и их составных частей позволила сократить примерно вдвое сроки создания и освоения производства модификаций базовых моделей, а также повысить уровень предметной специализации производства до 90%. Унификация позволила примерно в 4 раза сократить номенклатуру принадлежностей для технического обслуживания тракторов и сельхозмашин. В отрасли принимаются меры по унификации комплектующих изделий межотраслевого применения путем создания ограничительных стандартов на применение типов автотракторного электрообо- рудования и приборов, подшипников качения, клиновых ремней и др. Весьма эффективной является раоота, проведенная Минстрой-дормашем по унификации строительных башенных кранов. Еще сравнительно недавно в жилищном и промышленном строительстве применялось до 100 типоразмеров кранов. Действующий с 1 января 1981 г. разработанный Минстройдормашем ГОСТ 13355-79 чкКраны башенные строительные. Основные параметры» предусматривают только восемь типоразмеров передвижных и три типоразмера приставных кранов, полностью обеспечивающих потребности строительства (рис. 14-1). КБ-Ч- ИБ-1Б кб-75 кб-40 КБ-SO Рис. 14-1. Конструктивно-унифицированный ряд башенных кранов, скомпонованный из стандартных узлов. Унификация элементов экскаваторов (редукторов, коробок передач, механизмов поворота, поворотных платформ, устройств пневмоуправления и др.) позволила Минстройдормашу организовать специализированное производство унифицированных узлов и агрегатов и довести уровень унификации экскаваторов до 70 %. Б целом по Минстройдормашу в результате унификации снижена разнотипность многих узлов строительных и дорожных машин. Так, вместо ранее изготовлявшихся 23 типоразмеров рулевых механизмов с 1985 г. намечено изготавливать только 3 типоразмера; вместо 21 типоразмера ведущих мостов-13; вместо 49 типоразмеров сидений операторов (водителей) теперь изготовляется 3; количество типоразмеров кабин, ранее составлявшее 49, намечено после унификации довести до 4. В Минтяжмаше создан комплекс самоходных угледобывающих машин с дизельным приводом, включающий 13 типов машин из унифицированных узлов и деталей; годовой экономический эффект от внедрения этого комплекса составил 4,1 млн. руб. В Минхим-маше разработан и внедрен конструктивно-унифицированный ряд центробежных моноблочных насосов, позволивший почти в два раза сократить номенклатуру применяемых деталей и узлов, снизить металлоемкость на 4 тыс. т в год; годовой эффект составил 2 млн. руб. Весьма эффективна работа, проведенная по унификации подшипников качения. Если в 1960 г. в СССР было изготовлено 850 типоразмеров подшипников в количестве 5X10 шт., то в 1985 г. планируется выпустить (по перспективному типажу) 1200 типоразмеров подшипников в количестве 6X10; т. е. разнообразие подшипников несколько увеличилось, но относительно объема выпуска это разнообразие сокращено за счет унификации в 8,5 раза. Машины и аппараты химической промышленности предназначены для работы в самых разнообразных условиях: при различных давлениях - от глубокого вакуума до 2500 кгс/см и более, при температурах от минус 196 до плюс 2000 °С, в агрессивных, пожаро- и взрывоопасных средах, при различной цикличности тепловых и механических нагрузок. Такое многообразие рабочих условий вызвало создание большого количества конструкций аппаратов и машин, их деталей и узлов. Номенклатура оборудования, изготовляемого на заводах химического машиностроения, насчитывает свыше 4000 типоразмеров. За последние годы разработаны стандарты на основные унифи- Рис 14-2. Стандартные и унифицированные узлы и детали машин и аппаратов для химической промышленности: / - обечайки; 2 - днища; 3 - фланцы аппаратов; 4 - фланцы трубопроводов; S - трубчатки; 6 - люки и штуцеры; 7 - колпачки и тарелки: 8 - опоры; 9 - вводы и выводы; W - мешалки 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 |