Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Госстандарт постановлением, от 23 апреля 1973 г. утвердил первый-основополагающий стандарт этой системы ГОСТ 15.001-73. Этот стандарт установил общий порядок разработки, согласования и утверждения технических заданий, проведения экспертизы технической документации, испытания опытных образцов (опытных партий), выдачи разрещений на постановку на производство новой и модернизированной промышленной продукции.

Этот стандарт установил также порядок проведения контрольных испытаний серийной, массовой продукции и продукции единичного производства.

В последующем был разработан и утвержден ряд стандартов, определяющих порядок разработки и постановки на производство бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых изделий, продукции легкой промышленности, отражающих специфику этих изделий.

Кроме того, разработана система постановки на производство изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения, изготавливаемых промышленностью республиканского и местного подчинения.

Система регламентировала также вопросы снятия продукции с производства и ряд других вопросов. 12 государственных стандартов создали необходимый комплекс нормативных документов, который явился очень важным элементом системы управления качеством продукции.

Системой установлено, что продукция, подлежащая разработке и постановке на производство, по техническому уровню и качеству должна соответствовать требованиям высшей категории качества на момент ее освоения. Принципиальным является требование к разработчикам изделий, которые должны гарантировать возможность ее выпуска с показателями, находящимися на уровне лучших отечественных и мировых достижений или превосходящими их, обеспечивающими конкурентоспособность на внешнем рынке, экономическую эффективность и удовлетворение потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

В процессе разработки и изготовления продукции министерства й подведомственные им организации, объединения и предприятия выступают в роли заказчика, разработчика и изготовителя.

Заказчик на основании изучения потребностей, современных достижений науки и техники, предъявляет разработчику заявку, содержащую обоснованные технико-экономические требования к продукции, объем потребности в продукции, лимитную цену с ее обоснованием. Заказчик активно участвует на всех стадиях разработки, подготовки производства и проводимых испытаниях на всех их этапах.

Ответственность заказчика в обосновании выставленных им требований особо подчеркнута в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве».



Разработчик разрабатывает технические задания, согласовывает их с заинтересованными организациями, разрабатывает весь комплекс технической документации, с осуществлением заданного уровня унификации, отвечает за правильный выбор аналогов, включенных в карту технического уровня и качества продукции. Разработчик, как правило, организует приемочные испытания опытных образцов или опытных серий.

, Важной функцией разработчика является осуществление авторского надзора над освоением и изготовлением, особенно первых серий, продукции в строгом соответствии с разработанной доку-ментацией, требованиями стандартов и технических условий.

Изготовитель согласовывает техническое задание, принимает участие в рассмотрении разрабатываемой технической документации, обеспечивает разработку и отладку технологических процессов с применением передовой технологии,, обеспечивает освоение производства и стабильное качество выпускаемой продукции в заданных планом количествах. Организует контроль и периодические испытания серийно изготовляемой продукции, обеспечивает своевременное снятие с производства устаревшей продукции.

Государственными стандартами установлены следующие стадии СРПП:

1. Разработка технического задания.

2. Экспертиза технической документации.

3. Испытания опытного образца.

4. Контрольные, испытания серийно выпускаемой продукции. Порядок разработки, согласования и утверждения технического

задания. В техническом задании, как правило, устанавливаются следующие показатели и требования:

показатели назначения *;

требования к надежности;

требования к технологичности;

показатель уровня унификации;

требования к метрологическому обеспечению разработки, произ° водства и эксплуатации;

требования безопасности и требования к охране природы; эстетические и эргономические требования; требования к патентной чистоте;

условия эксплуатации, требования к техническому обслуживанию и ремонту, а также дополнительные требования к маркировке, транспортированию, хранению и другие.

Технические задания, как правило, разрабатывает разработчик. Технические задания согласовываются с заказчиком (или основным потребителем), предприятием-изготовителем, ведущим министерством, при необходимости, - с органами государственного

* Под показателями назначения понимаются основные технические параметры продукции, определяющие ее целевое назначение - мощность, производительность, расход материалов, топлива, энергии, КПД и др.



надзора, профсоюзными организациями, внешнеторговыми и другими.

Главным требованием, предъявляемым к техническому заданию, является прогрессивность закладываемых в них требований, соответствие их высшим мировым достижениям на основе проведенных научно-исследовательских работ и прогнозов, имея в виду полное удовлетворение потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

Порядок проведения экспертизы технической документации.

Экспертиза технической документации проводится главным образом ведущими (головными) по данному виду продукции организациями, с целью определения соответствия ее техническому заданию и требуемому техническому уровню.

При проведении экспертизы в общем случае проверяется: соответствие показателей технического уровня и качества продукции, установленных в документации, требованиям технического задания;

технико-экономическое обоснование принятых показателей, в том числе по экономии материальных, топливных и энергетиче-ских ресурсов;

комплектность документации;

соответствие действующим стандартам;

вьшолнение установленных уровней унификации;

метрологическое обеспечение;

выполнение требований безопасности, охраны природы, эстетики, эргономики и др.

Порядок испытаний опытного образца (опытной партии) продукции. Опытные образцы продукции подвергают предварительным и приемочным испытаниям.

Предварительные испытания, как правило, проводятся на заводе-изготовителе с целью проверки соответствия образца заданным требованиям, выявлению возможных дефектов, а также недоработок технической документации, и в конечном итоге, определения возможности предъявления образца приемочным испытаниям;

приемочные испытания могут быть:

государственные;

межведомственные;

ведомственные.

Эти испытания, как правило, должны проводиться головными организациями по государственным испытаниям и другими специализированными испытательными организациями (машиноиспытательные станции, головные институты и т. п.). Для крупногабаритных, многотоннажных изделий испытания проводятся на месте Монтажа в эксплуатационных условиях.

Для руководства приемочными испытаниями создаются приемочные (государственные, межведомственные, ведомственные) комиссии. В состав этих комиссий включаются представители заказчика, головной организации, разработчика, изготовителя и органов





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108