Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

Учитывая, что автоматизированные системы управления в отрасли функционируют на двух уровнях: верхнем - отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ) - и нижнем - в основном автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП), при внедрении ОК ТЭИ за основу был принят двухуровневый принцип внедрения. Соответственно, Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС) стал головной организацией по внедрению ОК ТЭИ на высшем уровне в ОАСУ, а Научно-исследовательский институт автоматизации управления и производства (НИИАП) - головной организацией по внедрению ОК ТЭИ и АСУ производственных объединений и организаций.

Унифицированные системы документации. Большое значение для совершенствования управления на всех уровнях и во всех сферах Hapo,f,Horo хозяйства имеет работа, проводимая как на межотраслевом, так и отраслевом уровне и уровне регионов по унификации всех видов документации.

Использование унифицированных по форме й содержанию документов позволяет повысить производительность управленческого труда, ускорить составление документов, сократить количество применяемых- форм документов, исключить ненужную, избыточную информацию, упорядочить поток движения документов.

Создание унифицированных систем - отчетно-статистической, первичной учетной документации, финансовой, первичной и отчетной бухгалтерской документации направлено на решение поставленных партией и правительством зад;ач по улучшению всей работы по учету и отчетности, статистической информации.

Формализация информации в унифицированных документах позволяет широко и более эффективно использовать в сфере управления вычислительную технику.

В настоящее время действует 36 государственных стандартов, охватывающих 16 систем документации, в том числе плановую, отчетно-статистическую, первичную учетную, финансовую, организационно-распорядительную документацию, а также документацию по материально-техническому снабжению, ценоойразованию, торговле, внешней торговле, изобретениям, социальному обеспечению и бытовому обслуживанию и для капитального строительства.

Основополагающим документом всей системы является ГОСТ 6.10.1-80 «Унифицированные системы документации. Основные положения и типовые формы». Изданы методические указания Госстандарта по проведению отраслевой (ведомственной), республиканской унификации документов, используемых в АСУ - РД 50-378-83.

УСД устанавливает для всех органов управления - от центральных до низовых - единые правила подготовки документов, а также единую структуру бланков (писем, приказов, указаний, актов, прогнозов, инструкций и других). Все это в значительной степени снижает трудозатраты, а также дает значительную эко-



номию бумаги. Единой моделью для унификации документации яв» ляется- формуляр-образец.

В настоящее время формуляр-образец утвержден как государственный стандарт, который установил единое расположение реквизитов и целый комплекс требований к форме организационной, документации. Сам факт введения этого стандарта привел к тому,, что число форм нрименяемых документов сократилось примерно с двух тысяч до нескольких десятков, и особенно в системе документации по материально-техническому снабжению, торговле и р асчётно-денежной.

Стандартом установлены стандартные форматы ряда А для листов бумаг и бланков документов, определены размеры полей, состав реквизитов и даны планы их размещения на площади доку* мента (см. рис. 10-1).

Рис. 10-1. Формуляр-образец организационно-распорядительных документов с угловым расположением реквизитов:

; Государственный герб СССР или союзной республики; г -эмблема организации или предприятия; 3 - изображение наград; 4 - код организации; 5 - код формы документа; 6 - наименование министерства или ведомства; 7 -наименование организации; 8 - наименование струк-гуриого подразделения; 9 - адрес; 10 - название вида документа; -дата; 12 - индекс; 13 - ссылка иа индекс и дату входящего документа; 14-место составления или издания; /5 - гриф ограничения доступа к документу; 16 - адресат; П - гриф утверждения; /в - резолюция; 19 - заголовок к тексту; 20 - отметка о контроле; 21 - текст; 22 - отметка о наличии приложения; 23 - подпись; 24 - гриф согласования; 25 - визы; 26 - печать; 27 - отметка о заверении копий; 28 - фамилия исполнителя и номер его телефона; 29 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело; 30 - отметка о переносе данных на машинный носитель; 3/ - отметка о поступлении

11;12 , 13;14-

1;2:з

6;7-,8йЯ0 I I 15;16;17Л8 I I

-АЛ-

21;22;23

24;25;26;27;28

Конструкционная сетка формуляра-образца построена на основе значений щага письма и щага строк пищущих мащин, выпускаемых в СССР. Сплощные линии, ограничивающие больщинство реквизитов, означают, что эти реквизиты должны располагаться только на этих полях. Некоторые реквизиты имеют границы в виде пунктирных линий, что допускает увеличение площади полей в сторону пунктирных линий.

В последующем возникли вопросы отражения в формуляре-образце отдельных специфических особенностей некоторых видов до-кументации. В частности был разработан ГОСТ для документов, Используемых в АСУ, и др.

Принципы, лежащие в основе унифицированной системы управленческой документации, нашли свое применение в системе библиографических машинно-ориентированных документов, учетной документации и др.



в настоящее время ведутся работы по дальнейшему развитию и совершенствованию единой системы документации, классификации и кодирования и унифицированной системы. В том числе ведутся работы по созданию общесоюзных классификаторов экономических районов, подсистем и задач АСУ, информации по изобретениям и открытиям, денежному обращению и др.

Проводятся работы по созданию УСД по труду и социальным вопросам (в части трудовых ресурсов), по бытовому обслуживанию населения, а также для оперативного планирования и управ-дения работой транспорта.

Намечается проведение работ по минимизации УСД и формуля-ров-образцов в целях сокращения количества обращающихся форм документов, входивших в УСД, по обеспечению всех требований автоматизированной обработки форм документации и соответствия этих форм задачам подсистем АСУ верхнего уровня управления. Как обязательное условие ставится увязка УСД с ОКТЭИ и простановка кодов общесоюзных классификаторов в межотраслевых {межведомственных) документах.

Развернувшееся внедрение общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и унифицированных систем документации в организациях органов планирования, учета, снабжения и финансирования и на предприятиях различных отраслей промышленности свидетельствует о том, что эта система стала важной частью информационного обеспечения АСУ различных уровней и сфер.

Контроль за их внедрением и применением становится постоянной обязанностью Госстандарта. Особая роль отводится работе головных организаций, обеспечивающих внедрение, ведение, дальнейшее развитие и совершенствование ОКТЭИ и УСД в рамках соответствующих отраслей промышленности и союзных республик.

Для обеспечения единства системы классификации кодирования в системе Госстандарта созданы Государственный научно-исследовательский центр ведения общесоюзных классификаторов (ГНИЦВОК), на который возложена координация, методическое руководство и автоматизированное ведение классификаторов и УСД.

§ 23. Система разработки и постановки продукции на производство

В целях наведения необходимого порядка и повышения ответственности разработчиков, изготовителей и потребителей продукции в деле разработки и постановки новых изделий на производство ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 16 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» поручили Госстандарту при участии министерств, государственных комитетов. Советов Министров союзных республик разработать комплекс стандартов, определяющих систему разработки, постановки изделий на производство (СРПП)-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108