Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

ведомственному положению о надзоре за мерами и измерительны" ми приборами и наличие регистрационного удостоверения на право проведения поверки средств измерений, соответствие номенклатуры поверяемых приборов номенклатуре, перечисленной в регистрационном удостоверении.

Устанавливается степень обеспеченности поверочных органов образцовыми средствами измерений, их техническая исправность и своевременность поверки, соответствие поверочных и ремонтных помещений условиям, необходимым для обеспечения качества поверок и ремонта измерительной техники, наличие и правильность поверочных схем, обеспеченность поверочных органов инструкциям, правилами, стандартами, методическими указаниями и други-ми материалами, качество ремонта и юстировки измерительной техники.

В процессе проверки устанавливается своевременность изъятия из обращения неверных, неисправных и используемых не по назначению средств измерений, определяется качество поверочной работы органов надзора за измерительной техникой предприятия путем выборочной поверки зарегистрированных, но не выданных на производство средств измерений, а также порядок их хранения.

При повторной ревизии проверка может проводиться не в указанном выше объеме, а только по тем факторам, по которым были обнаружены нарушения и недостатки.

При проведении ревизии используются передвижная лаборатория для поверки средств измерений или образцовые меры, приборы и установки предприятия, аттестованные и находящиеся в исправном состоянии. Допускается осуществлять контроль правильности показаний средств измерений непосредственно на месте их установки не по всем параметрам, указанным в инструкциях Госстандарта, а лишь по параметрам, определяющим использование средств измерений в данных эксплуатационных условиях.

При проверке должны отбираться меры и приборы, с помощью которых контролируются технологические операции, а также приборы для учета энергии и расходуемых материалов.

5. Проверка работы предприятия в области стандартизации. При проверке работы предприятия в области стандартизации устанавливается наличие органа стандартизации (отдела, бюро, группы, исполнителя), его подчиненность, структура, штатное расписание, укомплектованность специалистами.

Проверяется наличие учета действующих стандартов, относящихся к профилю деятельности предприятия, плана организационно-технических мероприятий по внедернию стандартов. Затем проверяется, составляется ли на предприятии план работы по стандартизации, соответствует ли он по тематике и срокам государственному и отраслевому планам работ по стандартизации и как он выполняется.

Особое внимание при проверке нужно обратить на следующие факторы:

соблюдается ли предприятием установленный порядок разра-



ботки, согласования и утверждения проектов стандартов и другой нормативно-технической документации;

обеспечивается ли соответствующими организационно-техниче-.скими мероприятиями внедрение утвержденных стандартов;

обеспечивается ли своевременное утверждение в установленном порядке технических условий на продукцию, не регламентированную стандартами;

соблюдаются ли установленные сроки сдачи отзывов (заключений) на стандарты и другие нормативно-технические документы, разрабатываемые сторонними организациями;

выполняются ли предприятием обязательные требования стандартов, установленные ЕСКД, введен ли систематический нормо-контроль чертежей и другой технической документации для основного и вспомогательного производства.

Проверяется наличие в отделе (бюро) стандартизации полного контрольного комплекта государственных стандартов, относящихся к профилю деятельности предприятия, своевременное внесение в них изменений, обеспеченность всех служб и подразделений предприятия необходимыми стандартами и другими видами выверенной нормативно-технической документации, внесение в них изменений, ведение картотеки применяемости составных частей изделий основного и вспомогательного производства, выполнение плана повышения квалификации работников стандартизации.

6. Завершение проверки. При проведении проверки предприятий или организаций важно, чтобы были установлены причины тех или иных нарушений и руководством проверенных предприятий и организаций определены меры быстрейшей ликвидации выявленных недостатков, составлены планы соответствующих мероприятий, установлены сроки и исполнители. Причинами несоблюдения стандартов и технических условий могут быть недостатки в проектировании и в подготовке производства, нарушения технологической дисциплины, низкий уровень контроля, неудовлетворительное состояние измерительной техники, низкое качество поставляемого сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, неудовлетворительное состояние оборудования, инструмента и оснастки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы планы мероприятий по результатам проверок охватывали все стадии создания продукции и все службы, отвечающие за этапы производственного процесса.

Результаты проверки оформляются актом, в котором приводятся сводные данные по проверке технической документации, продукции, состояния контроля и испытаний, качества сырья, материалов и комплектующих изделий, состояние метрологического обеспечения, технологической дисциплины.

Акты направляются министерствам и ведомствам, которым подчинены проверяемые организации для принятия соответствующих мер.

7. Реализация результатов проверки. Органы Госстандарта цосле проведения проверки принимают следующие меры:

при установлении в ходе проверки отступлений от требований



нормативно-технической документации, носящих единичный харак-< тер, предприятию запрещается реализация проверенной партии продукции;

при установлении систематических нарушении требований нормативно-технической документации и отсутствий условий, обеспечивающих стабильность качества продукции, предприятию запрещается реализация продукции данноговида (типа, марки, модели и т. п.) до устранения обнаруженных недостатков, дефектов и причин выпуска недоброкачественной продукции;

в тех случаях, когда запрещение выпуска продукции на длительный период не может быть допущено исходя из народнохозяйственной необходимости, органы госнадзора могут вводить на предприятии особые условия приемки этого вида продукции (ужесточенный контроль, приемка ведомственной инспекцией и другие меры под надзором работников территориальных органов Госстандарта);

при обнаружении нарушении требований стандартов и технических условий в технической документации органы Госстандарта запрещают выдачу этой документации до ее исправления.

Наряду с указанными мерами Госстандарту и его территориальным органам дано право применения экономических санкций к тем предприятиям и организациям, которые допускают выпуск продукции с отступлениями от стандартов и технических условий. По предписаниям территориальных органов в доход бюджета отчисляется прибыль, полученная предприятием от забракованной партии или ранее поставленной нестандартной продукции, а также исключается из отчетов о вьшолнении плана объем этой продукции.

При нарушении предприятием условий государственной аттестации и производства продукции, отнесенной к высшей категории качества, Госстандарт по представлению территориальных органов лишает предприятие права присвоения продукции государственного Знака качества. При этом предприятие лишается поощрительной надбавки к оптовой цене, сокращаются отчисления в фонды экономического стимулирования.

• Кроме запрещения поставки продукции и наложения экономических санкций, в случаях систематического выпуска некачественной продукции, отсутствия мер к устранению нарушений стандартов материалы проверки направляются в органы прокуратуры, народного контроля. Госбанка, Госарбитража для принятия соответствующих мер воздействия к конкретным виновникам брака.

При выявлении на предприятиях нарушений метрологических правил не соответствующие установленным техническим требованиям, неисправные и не проверенные в срок средства измерений изымаются из обращения, проводится сплошная единовременная поверка всех средств измерений определенного вида, устанавливаются сокращенные межповерочные интервалы.

Следует особо подчеркнуть, что система государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108