Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108

изготовлению определенного вида продукции с целью внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества выпускаемой продукции.

В ряде случаев специфика вида продукции или обстоятельства, определяемые конкретными условиями производства и распределения продукции, заставляют выходить за рамки предусмотренной ГСС схемы видов стандартов. В этом случае могут применяться многовариантные решения и совмещение в одном стандарте нескольких видов, например, технических требований, методов контроля и правил приемки или технических требований, маркировки, упаковки, хранения и транспортирования.

Возможно также разделять на отдельные стандарты содержание стандарта определенного вида, например, могут быть установлены стандарты маркировки, стандарты упаковки, стандарты хранения и т. д.

Гл ав а 6

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ

§ 10. Последовательность разработки стандартов

Стадии разработки стандартов охватывают весь цикл работ по выполнению заданийпланов работ по стандартизации и предусматривают широкое участие в разработке стандартов заинтересованных организаций и предприятий - производителей и потребителей продукции, органов надзора, а также научных и общественных организаций.

Работа по созданию стандарта осуществляется в следующей последовательности:

1-я стадия - организация разработки стандарта, составление и утверждение технического задания на разработку стандарта;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (цервой редакции) и рассылка его на отзыв;

3-я стадия - обработка отзывов, разработка проекта (окончательной редакции.) стандарта и представление его на утверждение;

4-я стадия - рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация.

Весьма ответственной стадией является разработка технического задания, которое в значительной степени определяет прогрессивность стандарта и его содержание.

Технические задания на разработку государственных стандартов утверждаются министерствами, головными по видам выпускаемой продукции, отраслевых - министерством, республиканских - Советом Министров союзной республики или, по его поручению, Госпланом или Госстроем республики.



в техническом задании указывают: основные цели и задачи разработки стандарта, содержание стандарта и основные требования (показатели, нормы), которые должны быть регламентированы стандартом, взаимосвязь с другими стандартами, рекомендациями по стандартизации и стандартами СЭВ, рекомендациями ИСО. Определяется предполагаемый объем работ по созданию стандарта; в необходимых случаях указывается, какие научно-исследовательские, конструкторские или экспериментальные работы должны быть проведены для технико-экономического обоснования показателей, предусматриваемых в проекте. Техническое задание содержит также перечень организаций, с которыми должен быть согласован проект стандарта.

Для разработкитехнического задания необходимо изучить и проанализировать материалы о стандартизуемом объекте с учетом достижений отечественной и зарубежной техники, а также имеющиеся фирменные, национальные, региональные и международные стандарты, патенты, каталоги и другую техническую документацию.

Проекты государственных и отраслевых стандартов разрабатывают головные и базовые организации по стандартизации, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-тех-нологические организации, ведущие предприятия, а в ряде случаев и вьющие учебные заведения.

Необходимо, чтобы проекты стандартов разрабатывались квалифицированными специалистами с привлечением экономистов, новаторов производства и инженерно-технической общественности.

Важной стадией разработки стандарта является процесс его обсуждения. Круг организаций и предприятий, которыми проводится эта работа, должен быть достаточно широким и, главное, представительным. При обсуждении должны быть учтены мнения и заинтересованных, и независимых сторон.

Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта должны составляться пояснительная записка и проект плана мероприятий, обеспечивающих своевременное внедрение стандарта. В пояснительной записке указываются цели и задачи разработки стандарта, область применения и характеристика стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в проекте стандарта, данные об экономической эффективности внедрения стандарта и др. При составлении проекта плана мероприятий по внедрению стандарта разрабатываются предложения о целесообразности и возможности организации специализированного производства стандартизуемой продукции.

Если стандартизации подлежит новая, еще не освоенная производством продукция, в планах мероприятий предусматриваются разработка необходимой технической документации, обеспечение предприятий новыми видами оборудования, изменение технологических процессов, их автоматизация и механизация и др.

Процедура разработки проектов государственных стандартов состоит в следующем. Проект стандарта (первая редакция) рас-



сылается разработчиком стандарта на отзыв министерствам, предприятиям и организациям, изготовляющим и потребляющим стандартизуемую продукцию или заинтересованным в стандартизуемом объекте.

Организация-разработчик проекта составляет сводку отзывов, где по каждому замечанию и предложению дается обоснованное заключение.

В случае отсутствия разногласий разработчик проекта на основании сводки отзывов составляет окончательную редакцию проекта стандарта. Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между автором и организациями, приславшими отзывы, созывается согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные представители основных заинтересованных министерств, организаций и предприятий; состав участников совещания должен обеспечивать всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов. На основании сводки отзывов и решения согласительного совещания составляется окончательная редакция проекта стандарта.

Проект стандарта представляется на утверждение вместе с информационной картой, в которой дается технико-экономическое обоснование эффективности стандарта.

Перед утверждением стандарт проходит экспертизу, в том числе терминологическую и правовую, в одном из НИИ Госстандарта.

План экономичесного и социального развития СССР

Разрабатывают проекты стандартов

Рассматривают проекты стандартов и представляют их Госстандарту

Осуществляют экспертизу проектов стандартов

I(Утверждает

проекты стандартов

План государственной стандартизации

Министерства

Госстандарта

Предприятия

Госстандарт

Головные и базовые организации

Разрабатыввют мероприятия по внедрению стандартов

Увязывают мероприятия по внедрению стандартов с народнохозяйственным планом, осуществляют ведомственный исн-троль за внедрением и соблюдением стандартов

!Обеспечивают внедрение стандартов

Обеспечивает госнадзор за 15иедрением и соблюдением стандаров

Рис. 6-1. Схема организации работ по государственной стандартизации





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108