Главная  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98

при последующем включении станция снова работала на основной частоте.

Приведенная структурная схема СПВ является обобщенной. Естественно, что в каждой реализации СПВ могут быть различные изменения, связанные с особенностями конструкции и работы РЛС.

7.1.4. Краткий анализ элементов системы

Определяющее значение для системы перестройки волн имеет тип исполнительного устройства, поэтому его выбору уделяется самое серьезное внимание. Тип исполнительного устройства определяется видом механизмов перестройки, которые используются в СПВ. Это могут быть механизмы с электромеханическим, пневматическим и гидравлическим приводами. Каждый из этих механизмов обладает определенными достоинствами и недостатками. Сделать необходимый выбор позволяет анализ требований, которым должны удовлетворять исполнительные устройства СПВ. Основны.ми из них являются;

- простота способа передачи усилий к механизмам перестройки, обеспечивающего высокую скорость перемещения настроечных элементов и гибкость конструктивного рещения;

- возможность управления органами перестройки с минимальными затратами энергии;

- минимальное число подвижных деталей, а также их минимальный вес;

- перемещение подвижных элементов до жесткого упора с целью достижения высокой точности установки частоты;

- однотипность движений механизмов (вращательное или поступательное), позволяющая создать унифицированные механизмы перестройки;

- минимальное количество преобразований типов движений.

В механизмах перестройки с электромеханическим приводом перемещение настроечных элементов осуществляется электродвигателями или электромагнитами, которые связаны с ними механическим путем, т. е. валиками, щестернями, кулачками и т. д. Электромеханические исполнительные устройства с электродвигателем находят применение в отдельных типах РЛС разведки и целеуказания. Однако они обладают рядом существенных недостатков, приобретающих особо важное значение применительно к современным малогабаритным РЛС РПК, предназначенным для работы как на позиции, так и в движении.

Во-первых, это сложность конструкции, большие габариты и вес, обусловленные наличием значительного количества деталей, передающих движение с большими ускорениями и усилиями, в результате чего требуются значительные запасы прочности для достижения высокой жесткости и достаточной надежности передачи.

Во-вторых, низкие скорости срабатывания без перспектив их



дальнейшего повышения при сохранении требований к надежности и точности. Этот недостаток присущ принципу механической передачи движения настроечным элементам от электродвигателя, так как требует большого числа подвижных деталей, имеющих значительные моменты инерции. В результате СПВ имеет малое быстродействие. На перестройку затрачивается не менее секунды, что для современных РЛС РПК недопустимо.

В-третьих, наличие механических передач движения к органам перестройки (валов, шестерней) затрудняет компоновку и не позволяет получить компактную конструкцию блоков входных устройств и передатчика. Этот недостаток может привести также к повышению числа изгибов и увеличению длины волноводов, что нежелательно.

Указанные недостатки затрудняют возможность применения механизмов перестройки такого типа в РЛС РПК-

Основным требованиям, на основании которых решается вопрос о выборе типа исполнительного устройства, могут, в принципе, удовлетворять механизмы с пневматическим, гидравлическим и непосредственным электромагнитным приводами.

При использовании механизмов перестройки с непосредственным электромагнитным приводом на каждом механизме необходимо иметь п-1 электромагнитов {п - общее число фиксированных частот). Исполнительное устройство такого типа может быть достаточно быстродействующи.м, но оказывается неудовлетворительным с точки зрения габаритов и веса механизмов перестройки, так как не представляется возможным выполнить в малых габаритах достаточно мощные электромагниты (с тягой около 100. Н) при ходах порядка 15 мм и более.

Сравнение электрогидравлических и электропневматических исполнительных устройств позволяет остановить выбор на последних, потому что механизмы с гидравлическим приводом обладают существенным недостатком, связанным с трудностями создания надежных уплотнений. Необходимость в уплотнениях возникает в связи с абсолютной недопустимостью попадания масла в волноводы и другие элементы высокочастотного тракта.

В электропневматических устройствах меньшие требования к уплотнениям и, кроме того, несколько большее быстродействие вследствие малой вязкости воздуха по сравнению с рабочей жидкостью (маслом). По этим причинам в системах перестройки волн современных РЛС РПК используются электропневматические исполнительные устройства. Структурная схема такого устройства для РЛС с четырьмя фиксированными рабочими частотами приведена на рис. 7.2. В качестве устройства питания исполнительных органов используется компрессорная установка. Сжатый воздух аккумулируется в ресивере (баллоне высокого давления) и через влагопоглотитель поступает к элект-ропневмоклапанам (ЭПК), которые закрыты при обесточенных



катушках электромагнитов. Принцип работы ЭПК иллюстрируется рис. 7.3, где 1 - поршень, 2 - пружина, 3 - электромагнит. Каждый ЭПК обеспечивает подачу сжатого воздуха в соответствующие цилиндры пневматических головок механиз-

Компрессор


Механики пеоестооиаЛ-

i/iompa CSV

Рис. 7.2.

MOB перестройки (рис. 7.4 и 7.5). На рис. 7.4 схематически показан механизм перестройки резонатора клистрона, в составе которого пружина /, микрометрический винт 2, воздухопровод 3, поршень 4 и настроечный элемент 5. На рис. 7.5 - меха-

ресивера с

о атмосферу

А •е.\анизмам riepecmpouicu

Рис, 7.3.

низм перестройки и подстройки магнетрона, основными деталями которого являются: пружина /, клин 2, микрометрический винт 3, пневматическая головка 4, дифференциальный рычаг 5, шток перестройки магнетрона 6 и кулачок подстройки 7.

При обесточенных катушках ЭПК сжатый воздух к механизмам перестройки не поступает. В это время все настроечные элементы находятся в крайнем положении и прижимаются своими пружинами к микрометрическим винтам. Такое положение настроечных элементов соответствует основной фиксированной частоте станции. При необходимости перехода на другую часто-





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98