Главная  Журналы 

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

шипники чрезвычайно чувствительны к механическим перегрузкам и грязи. Малейшее засорение немедленно отражается на их качестве.

От попадания грязи подшипники защищаются различными уплотнительными устройствами: сальниками, шайбами, лабиринтами. Простейший уплотнитель представляет собой шайбу, зажатую между внутренним кольцом подшипника и заплечиком вала. Шайба с небольшим зазором входит в углубление гнезда подшипника и заслоняет подшипник.

Нормальная работа подшипииков высокого класса невозможна без правильной посадки иа вал и в гнездо. На заводах производит-


Рис. 9. Подшипники скольжения.

/ - несамоустанавливающиеся; 2 - самоустанавливающнеея; 3 - самоустанавливающийся подшипник в гнезде.

ся селективный подбор подшипников по размерам внутреннего кольца, с тем чтобы между валом и внутренним кольцом был зазор от нуля до нескольких микрон. При этом подшипник садится на вал с небольшим усилием. Наружные кольца подшипников сажаются в гнезда щитов с несколько большим зазором, но так, что радиальный люфт отсутствует. Наружные кольца обязательно имеют свободу в осевом (аксиальном) направлении, благодаря чему весь якорь может отжиматься к одной стороне специальной пружинящей шайбой, которая обычно загсладывается на дно подшипникового гнезда. Под действием пружинящей шайбы устраняется произвольное перемещение якоря в аксиальном направлении и выбирается люфт шарикоподшипников. Шум от перекатывания шариков благодаря этому снижается, но полностью не исчезает.

Бесшумные электродвигатели изготовляются на подшипниках скольжения (рис. 9). Подшипники скольжения представляют собой втулки из антифрикционного материала. В электродвигателях с литым корпусом моноблочной конструкции с жесткими подшипниковыми щитами подшипники 1 наглухо запрессовываются в гнезда щитов. В электродвигателях со штампованными щитами, не имеющими точно обработанного замка, применяются так называемые самоустанавливающиеся подшипники 2, которые представляют собой сферические втулки со сквозным отверстием для вала. Сферические подшипники помещаются в такие же сферические гнезда 3 в щитах и могут поворачиваться, как в шарнире, так, что отверстие самоустанавливающегося подшипника всегда располагается вдоль вала, компенсируя тем самым погрешности, допущенные при изготовлении деталей « сборке дэигателя.

2-1375 17



Чистота и точность обработки шеек вала, величина зазора между шейкой вала и несущей поверхностью подшипника скольжения играют очень важную .роль.- В бесшумных машинах шейки вала обрабатываются по классу чистоты V.10-va2, а зазор между валом и подшипником строго регламентируется. Обычно его величина составляет в разных машинах от 4 до 8 мк. Увеличение зазора сверх этой нормы приводит к появлению характерного стука и сводит на нет главное преимущество подшипников скольжения-бесшумность. Чрезмерно малая величина зазора ухудшает условия смазки и вызывает заклиппванне вала.

ВтШюе omSepcmue л состзкои :--


Рис. 10. Устройства для защиты ют расползания смазки.

/ - втулки; 2 - шайбы; 3 - самоустапавливаюшпйся подшиппИ1{ во фторопластовой втулке.

В качестве материала для подшипников скольжения применяются самосмазывающиеся антифрикционные композиции, изготовленные методом порошковой металлургии. Это-пористые материалы, пропитываемые маслом. Их пористость достигает 25%, что позволяет запасать смазку по всей толще подшипника. До недавнего времени для подшипников скольжения повсеместно применялся антимагнитный пористый материал бронзо-графит. Он не подвержен действию магнитного поля и в двигателях с постоянными магнитами не вызывает связанных с этим осложнений. Замена его железо-графитом иесколько ухудшает свойства подшипников, так как железо-графит под действием магнитных полей взаимодействует со стальным валом, вызывая повышенное треиие, которое приводит к появлению характерного стука.

Наиболее частой причиной повышенного трения и стука в подшипниках скольжения являются засорение их продуктами износа щеток, загустеваиие и полное исчезновение смазки. Поэтому в подшипниковых щитах обязательно предусматриваются резервуары, фильцы, лабиринты с дополнительным запасом смазки (рис. 10). Интересно, что исчезновение смазки «з подшипников в основном наступает не из-за естественного высыхания, а вследствие того,



что масло расползается по поверхности деталей и впитывается в пластмассу. Для борьбы с этим явлением детали, соприкасающиеся с подшипниками и резервуарами с запасом смазки, ограждаются втулками из маслостойкой пластмассы типа .фторопласт-4, полиэтилена или покрываются маслоотталкивающими кремнийорга-ническими лаками типа ФМ-.5. На вал плотно насаживаются пластмассовые маслоотбойные шайбы, которые препятствуют расползанию масла по валу и одновременно защищают подшипники от щеточной пыли.

Вал. В малых электрических машинах вал воспринимает нагрузки, во много раз превосходящие вращающий момент электродвигателя. Он противостоит одностороннему магнитному тяжеиию, динамическим нагрузкам от толчков и вибрации, а также выдерживает перегрузки, которые возникают в процессе изготовления и сборки электродвигателя.

Конструкция вала неразрывно связана с родом подшипников. У электродвигателей с шарикоподшипниками валы, как правило, многоступенчатые, сложной конфигурации, а у электродвигателей с подшипниками скольжения форма валов предельно упрощена - они представляют собой гладкий цилиндр. Валы для электродвигателей с шарикоподшипниками изготовляются из стали марок 3X13, 4X113, ЗХГСА и других высококачественных сталей. В некоторых двигателях для снижения магнитных полей рассеяния валы делаются из антимагнитных материалов: латуни JliC69-l и др.

Обработка шеек и заплечиков вала под посадку подшипников производится с большой точностью на специальных станках. Чистота поверхности доводится до loiacca чистоты V9, огранка и конусность ие допускаются, так как шейка неправильной формы деформирует внутреннее кольцо подшипника и нарушает его нормальную работу.

Валы для электродвигателей с подшипниками скольжения изготовляются из высококачественных углеродистых н специальных сталей марок У8А, ШХ15 и др., подвергаются закалке до твердости HRC=60-b65 и обрабатываются с чистотой поверхности до ютасса V10-V12.

Пакет якоря. В электродвигателях первой и второй групп обмотка якоря располагается в пазах стального сердечника - пакета якоря. Сердечник, вращаясь в магнитном поле, непрерывно пере-магничивается. В нем возникают потерн от вихревых токов. Чтобы снизить потерн, сердечник набирают из стальных листов толщиной 0,35--О.б мм. (рнс. iM). То же самое относится к бесконтактным электродвигателям (четвертая группа), у которых обмотка располагается в пазах пакета статора.

Листы пакетов штампуются из тонколистовой электротехнической стали марок 311, Э310, ЭЗЗО и др. Каждый лист изолируется путем покрытия тонкой пленкой изоляционного лака или химической обработкой - фосфатированием. При сборке в пакет листы склеиваются, чаще всего клеем БФ-4. Иногда пакеты собираются прямо на валу или отдельной втулке, развальцованные бортики которой удерживают листы от распушения.

Пазы для размещения обмотки в малых электрических машинах делаются полузакрытыми грушевидной формы с зубцами равного сечеиия или (по технологическим соображениям) круглой формы с зубцами резкопеременного сечения. Число зубцов в микро-

2* 19





0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30